Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Идолопоклонство в йоге

1 декабря 2010 года, из цикла «Йога и Идолопоклонство», темы: Йога, Идолопоклонство

Продолжим тему совместимости занятий йогой с духовным развитием в рамках иудаизма (хотя, впрочем, не только в рамках иудаизма, так как известно, что запрет идолопоклонства распространяется на всех сыновей Ноаха, то есть неевреев тоже

Продолжим тему совместимости занятий йогой с духовным развитием в рамках иудаизма (хотя, впрочем, не только в рамках иудаизма, так как известно, что запрет идолопоклонства распространяется на всех сыновей Ноаха, то есть неевреев тоже). В статье «Евреи и йога» уже упоминались основные проблемы, связанные с идолопоклонством, которые подстерегают практикующих йогу. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Итак, уже говорилось о том, что часто в начале и/или конце занятия поется мантра. Бывает, что мантра — это одно или несколько предложений на санкрите, произносимые инструктором, которые либо предлагается по фазам повторять, либо молча слушать (а значит молчаливо соглашаться). Текст таких мантр означает поклонение и благодарность за что-то тому или иному «божеству». В качестве примера могу привести мантры, аштанга-виньяса йоги (направления, приобретающего сейчас все большую популярность, вследствие своей высокой эффективности с физкультурной точки зрения, вследствие чего все большее количество человек, ничего не подозревая, дважды за занятие утверждают, что поклоняются определенным «божествам», и, к тому же, заявляют, что древние преподаватели того, что мы привыкли воспринимать просто как физические упражнения, тоже являются «богами»). Сам текст читается на санскрите, перевод и пояснения в России известны от русскоязычных преподавателей, получивших авторизацию от индийских держателей данной традиции.

На занятиях, проводимых в свободном стиле, гораздо чаще вы встретите мантры, представляющие собой всего один-два слога, но не обольщайтесь, именно это и является обращением к сущностям, которые в классических индийских школах йоги называют божествами. Внимание, тот звук, который наиболее часто пропевают на занятиях, не просто что-то там гармонизирует, он обозначает трех главных индийских «божеств», и одновременно утверждает, что, якобы, одно из этих божеств создало мир, другое поддерживает его, третье — когда-нибудь разрушит. Таким образом, вся «гармония» этого звука заключена в типичнейшем идолопоклонстве, которое в наши дни редко где еще можно найти. И не дай Б-г нам участвовать в этом, поэтому будьте бдительны при выборе инструктора йоги и занятия, на которое идете.

Теперь хочу затронуть еще один важный момент, о котором раньше не говорилось. В йоге имеются (и очень часто применяются на занятиях) последовательности движений, которые сами по себе представляют акт поклонения идолам. Это, так называемые, «приветствие солнцу» (сурья намаскар на санскрите) и «приветствие луне» (чандра намаскар). В классическом виде эти последовательности выполняются по несколько раз, после каждой серии читается мантра, восхваляющая упомянутые сущности. На занятиях в России мантры между сериями никто не использует, но последовательность поз остается прежней, и суть, заключенная в ней, тоже не меняется.

Вывод: йога, которой обычно занимаются люди в спортзалах и йога-центрах России, Европы и Америки, таит в себе очень много опасностей для человека с духовной точки зрения, и, поверьте, даже большинство инструкторов не догадываются об этом. Только инструктор, хорошо разбирающийся в этих вопросах, сможет провести занятие кошерной йогой, не затрагивая никаких аспектов идолопоклонства.

После всего прочитанного может возникнуть вопрос «так может и не надо вообще заниматься йогой, от греха подальше?». Если доступных преподавателей, учитывающих все вышеописанное нет, то, конечно, не надо, так как на подавляющем большинстве занятий как минимум либо мантры поют, либо солнцу поклоняются, а чаще всего и то, и другое делают. Но нужно учитывать, что никакой другой тип физической активности так быстро и эффективно не приводит тело в порядок. У занятий йогой очень велик КПД (за 1,5 часа занятия прорабатываются практически все группы мышц, суставов, связок; идет и силовая, и кардионагрузка, и разноплановая растяжка; влияние оказывается на железы внутренней секреции, пищеварительную систему, а не только на кровеносную и дыхательную, как при обычной кардионагрузке). Поэтому есть смысл поискать инструктора, избегающего традиционного религиозного аспекта йоги, и делающего это грамотно.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...