Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не поселяться в Египте, не заключать союз с 7 народами...

46-я заповедь — запрещение вновь поселяться на земле Египта. Цель этого запрета — чтобы мы не учились от жителей этой земли ереси и не перенимали их обычаев, предосудительных с точки зрения Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Только чтобы он (царь)… не возвращал народ в Египет… ведь Ашем сказал вам: “Не возвращайтесь более этим путем” (Дварим 17:16). Этот запрет повторен в Торе трижды, как и указали наши мудрецы (Мехильта): “В трех местах Торы содержится запрет народу Израиля возвращаться в Египет”. Первое из этих мест мы уже упомянули. Второе — Его речение “Ты более не увидишь его (Египта)” (Дварим 28:68). А третье — Его речение “Египтян, которых вы видите ныне, более не увидите вовеки” (Шмот 14:13), и хотя, согласно простому смыслу стиха, это только обетование, устная традиция утверждает, что это также запрет.

В конце трактата Сукка (51б) разъясняется, что город Александрия тоже входит в границы земли, на которой нам запрещено поселяться. Именно от залива у Александрии отмеряются рубежи запрещенной для заселения земли: четыреста парсаот на четыреста парсаот (парса — 4608 метров).

Однако разрешено пересекать эту землю — в торговых целях или направляясь в другую страну. Ведь ясно сказано в Иерусалимском Талмуде (Санхедрин, гл.10): “Тебе запрещено “возвращаться”, чтобы поселиться там, но ты можешь “возвращаться” ради торговли или в военных целях”.

47-я заповедь — запрещение, бесконтрольно следуя своим мыслям, допускать и принимать идеи, противоречащие мировоззрению Торы. Мы должны контролировать свои мысли и определять для них запретные рубежи — в соответствии с повелениями Торы и ее предостережениями. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И не следуйте за вашим сердцем и вашими глазами” (Бемидбар 15:39). Сказано в Сифри: “Следование за сердцем” — это ересь, а “следование за глазами” — это разврат»; «разврат»: имеется в виду погоня за наслаждениями, потакание вожделениям тела и постоянное о них размышление.

48-я заповедь — запрещение заключать союз с народами, отвергающими Б-га, — с семью народами, населявшими ханаанскую землю до народа Израиля, — и оставлять их на Земле Израиля в их безверии. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Совершенно разгроми их, не заключай с ними союза» (Дварим 7:2). И мы уже разъяснили в комментарии к 187-ой предписывающей заповеди, что войну против этих семи народов и все другие повеления Торы, связанные с этими народами, следует включать в перечень 613-ти заповедей, поскольку они не являются «заповедями, которые не относятся к последующим поколениям».

49-я заповедь — запрещение оставлять в живых кого бы то ни было из этих семи народов, чтобы они не развратили евреев и не повернули их сердца к идолослужению. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А в поселениях этих народов, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души» (Дварим 20:16). Убивать их — заповедь «Делай», как мы разъяснили, комментируя 187-ую предписывающую заповедь; а тот, кто сохраняет жизнь представителю одного из этих семи народов, несмотря на то, что имел возможность его убить, преступает заповедь «Не делай».

Пятидесятая заповедь — запрещение проявлять расположение и симпатию к идолопоклонникам и восхвалять что-либо, принадлежащее им. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не проявляй милости к ним» (там же 7:2). И известно нам из устной традиции: «Не проявляй к ним своего расположения: даже если идолопоклонник красиво сложен, нам запрещено говорить: “Какая красивая фигура!” или “Какое красивое лицо!”», как это разъяснено в Вавилонском Талмуде (Авода зара 20а). А в трактате Авода зара Иерусалимского Талмуда (1:9) сказано: «Не проявлять к ним расположение — заповедь “Не делай”».

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.