Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Вечером 25-го кислева этого года евреи всего мира зажгут светильники в честь праздника Хануки. Два слова о его происхождении. В эпоху Второго Храма греческие правители Сирии приняли целый ряд антиеврейских законов. Особой жестокостью отличались указы Антиоха Эпифана: казнью каралось любое исполнение еврейских обрядов — обрезание, суббота, мезуза, хупа и т.д. «Веротерпимая» цивилизация древних греков увидела в иудаизме своего смертельного врага, с которым нельзя примириться путем взаимного обмена идолами в храмах. Евреи утверждают, что миром правит Один Всевышний и Он же устанавливает законы поведения для людей. У греков во главе всего стоит эстетика, у евреев — этика. И эстеты-греки не могли примириться с абсолютом еврейской морали. Они как бы предчувствовали, что, если не задавить иудаизм, будущее будет за евреями, а не за ослепительными древними греками. Древними! Так и вышло — наши соперники «канули в Лету»… Евреи подняли восстание. Под руководством священника Матитьяу Хашмоная и его сыновей евреи одолели врагов, освободили Иерусалим и очистили Храм. В первый же день был зажжен храмовый светильник. И хотя найденного масла хватало только на один день, светильник чудесным образом горел восемь дней, в память о чем мы и зажигаем свои ханукальные светильники в течение восьми дней.

Вот несколько законов, которые в эти дни соблюдаются евреями. Каждый вечер зажигают светильники в домах. В первый день — одну свечу (и еще одну, добавочную, которая зажигается во все дни); в каждый следующий день добавляют по одной свече. Светильник (Ханукия) устанавливается при входе в дом, но можно поставить его и на подоконнике выходящего на улицу окна. Зажигают его сразу после захода солнца. Обычно это делает хозяин дома. В канун субботы Ханукию зажигают до зажигания субботних свечей, на исходе субботы — после выхода звезд. В эти дни не постятся, не справляют траур. Работа не запрещена, но считается, что не следует работать, пока горит Ханукия. Принято устраивать веселые трапезы.


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.