Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Вечером 25-го кислева этого года евреи всего мира зажгут светильники в честь праздника Хануки. Два слова о его происхождении. В эпоху Второго Храма греческие правители Сирии приняли целый ряд антиеврейских законов. Особой жестокостью отличались указы Антиоха Эпифана: казнью каралось любое исполнение еврейских обрядов — обрезание, суббота, мезуза, хупа и т.д. «Веротерпимая» цивилизация древних греков увидела в иудаизме своего смертельного врага, с которым нельзя примириться путем взаимного обмена идолами в храмах. Евреи утверждают, что миром правит Один Всевышний и Он же устанавливает законы поведения для людей. У греков во главе всего стоит эстетика, у евреев — этика. И эстеты-греки не могли примириться с абсолютом еврейской морали. Они как бы предчувствовали, что, если не задавить иудаизм, будущее будет за евреями, а не за ослепительными древними греками. Древними! Так и вышло — наши соперники «канули в Лету»… Евреи подняли восстание. Под руководством священника Матитьяу Хашмоная и его сыновей евреи одолели врагов, освободили Иерусалим и очистили Храм. В первый же день был зажжен храмовый светильник. И хотя найденного масла хватало только на один день, светильник чудесным образом горел восемь дней, в память о чем мы и зажигаем свои ханукальные светильники в течение восьми дней.

Вот несколько законов, которые в эти дни соблюдаются евреями. Каждый вечер зажигают светильники в домах. В первый день — одну свечу (и еще одну, добавочную, которая зажигается во все дни); в каждый следующий день добавляют по одной свече. Светильник (Ханукия) устанавливается при входе в дом, но можно поставить его и на подоконнике выходящего на улицу окна. Зажигают его сразу после захода солнца. Обычно это делает хозяин дома. В канун субботы Ханукию зажигают до зажигания субботних свечей, на исходе субботы — после выхода звезд. В эти дни не постятся, не справляют траур. Работа не запрещена, но считается, что не следует работать, пока горит Ханукия. Принято устраивать веселые трапезы.


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его