Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2
Из книги «Словами скрытые миры»

Мишна, которую мы обсуждали, преподана нам от имени раби Ханины бен Досы. Было бы поучительно рассмотреть мишну той же главы, цитирующую похожее поучение раби Элазара бен Азарии.

Для начала представим исторический фон, который поможет оценить взаимоотношения этих двух мудрецов. Как известно, раби Ханина бен Доса был учеником раби Йоханана бен Закая. Он был одним из первых учеников раби, что следует из истории, приведенной в трактате Йевамот 16a. Раби Йеошуа, раби Элазар бен Азария и раби Акива навестили старого мудреца. Раби Ханина бен Доса был знаком с раби Йеошуа. Он слышал об «Акиве бен Йосефе, чья слава гремела от края до края Земли», но, в силу своей слабости лишенный возможности посещать бейт-ваад, никогда не видел его. Что касается раби Элазара бен Азарии, то он даже не подозревал о его существовании. Когда раби Йеошуа представил ему юного гения, Ханина воскликнул: «Неужели у моего друга Азарии родился сын!» Так что разница в возрасте между раби Ханиной бен Досой и раби Элазаром бен Азария должна быть огромной.

Исходя из этого, мы можем с уверенностью сказать, что раби Элазару бен Азарии было известно то, чему раби Ханина бен Доса учил в той мишне, которую мы только что разобрали. Он знал, что сказал этот мудрец по поводу взаимоотношений יראת חטא, מעשיו מרובים и חכמה. Соответственно, мы должны рассматривать его поучение, которое также обсуждает взаимоотношения созерцательных размышлений и практических действий, в качестве своего рода комментария к тому, что уже сказал раби Ханина бен Доса.

Чему же он нас учит?

Он учил: с чем можно сравнить того, чья мудрость превосходит его добрые дела?

הוא היה אומר: כל שחכמתו מרובה ממעשיו, למה הוא דומה?

С деревом, у которого много ветвей, но мало корней.

לאילן שענפיו מרובים ושרשיו מעטין

Но с чем можно сравнить того, чьи добрые дела превосходят его мудрость?

אבל כל שמעשיו מרובים על חכמתו, למה הוא דומה?

С деревом, у которого мало ветвей, но много корней

לאילן שענפיו מעטים ושרשיו מרובים

Чем сказанное раби Элазаром бен Азарией сильнее сказанного раби Ханиной бен Досой?

Секрет, конечно, в неожиданности метафоры. Такое сравнение противоречит нашей интуиции, потому что, согласно нашим ожиданиям, мудрость должна быть описана как корень, питающий добрые дела, а добрые дела — как плоды, произрастающие из мудрости. Так мы поняли слова мишны раби Ханины бен Досы о יראת חטא и מעשים. Благочестивость должна стать источником мудрости, а добрые дела, которые своей полнотой преуменьшают חכמה, должны произрастать из мудрости.

Раби Элазар бен Азария, переворачивая все отношения с ног на голову, дает нам очень важный урок: סוף מעשה במחשבה תחלה, т.е. именно окончательный результат свидетельствует о первоначальном замысле. Если от корней зависит формирование плодов, то плоды и только плоды оправдывают нашу заботу о корнях. Следовательно, мир раби Элазара бен Азарии этоעליונים למטה ותחתונים למעלה — «Те, кто были наверху, теперь внизу. Те, кто были внизу, сейчас наверху». מעשים, «добрые дела», — это корни, которые служат единственной причиной и оправданием חכמה — «мудрости».

Вот мы и подошли к концу наших размышлений на тему мудрости в ПиркейАвот. В конце концов, все мишнайот, которые мы рассмотрели, являются всего лишь комментарием к книге Коэлет, центральная тема которой — поиск и приобретение мудрости.

סוף דבר הכל נשמע. את הא-להים ירא ואת מצוותיו שמורכי זה כל האדם.

«КОНЕЦ ВСЕГО — ВСЕ БУДЕТ УСЛЫШАНО. БОЙСЯ Б-ГА И СОБЛЮДАЙ ЕГО ЗАПОВЕДИ, ИБО (ТОЛЬКО) В ЭТОМ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЙ ЕГО ПОЛНОТЕ».

с разрешения издательства Швут Ами


Отношения с людьми в иудаизме определяются основным правилом — любви к ближнему. Законы, регламентирующие отношения между людьми, настолько важны, что предшествуют всем другим законам Читать дальше

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Как одолеть гнев 5. Советы по борьбе с гневом

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Гнев изгоняет из человека душу, и тот, кто возвышался над всем творением, попадает под власть самых низких сил.