Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Очень небольшая глава, краткая, сжатая. Но сколько в ней вместилось событий! Начинается она словами: «И поселился Яаков в земле, где жил его отец, в Стране Кенаан». А кончается: «Но не вспомнил начальник виночерпиев о Йосефе, забыл о нем».

Но сначала краткое содержание. 1) Юность Йосефа, сына Яакова: сны, разлад с братьями, ненависть (Берешит 37:1—11). 2) Братья продают Йосефа (37:12—30). 3) Яаков узнает, что Йосефа растерзал хищник, и погружается в траур (37:31—36). 4) События жизни Йеуды, сына Яакова, после продажи Йосефа (38 глава). 5) Йосеф попадает в Египет (39:1—6). 6) Праведник Йосеф выдерживает испытание, приключившееся по вине жены Потифара, в доме которого он живет, и попадает в тюрьму (39:7—23). 7) Встреча Йосефа с двумя министрами, которым он разгадывает сны (40 глава).

Итак, «И поселился Яаков в земле, где жил его отец (Ицхак)».

Поселился, вернувшись от Лавана, приведя с собой двенадцать сыновей, двенадцать родоначальников еврейских колен.

У Авраама был только один сын — Ицхак, перенявший от отца духовное наследие (от которого устранился Ишмаэль). У Ицхака тоже был только один наследник — Яаков (его брат Эсав не просто устранился от продолжения миссии Авраама и Ицхака, но стал активным ненавистником Торы). И лишь на детях Яакова закончилось отсечение испорченных побегов, идущих от основного ствола: все его двенадцать сыновей достигли того уровня праведности, который был необходим для создания еврейского народа.

Но мира в семье Яакова не было. Он в какой-то степени повторил ошибку своего отца. Тот в свое время сначала выделил Эсава, обманувшись его силой и напором, и при этом не заметил скромного Яакова. То же сделал Яаков, выделив из всех сыновей одного Йосефа.

Правда, в отличие от Эсава, Йосеф действительно заслуживал высших похвал — своей любовью к учебе, к соблюдению заповедей Торы. Старший сын Рахели по многим своим качествам был незаурядной личностью: поражающая воображение красота лица, острый, проницательный ум, необычайные способности ладить с людьми, удачливость в любом деле, которое он затевал, — все это выделяло его из среды братьев. Но все же Яакову не следовало открыто демонстрировать свои чувства по отношению к сыну своей любимой жены, так рано ушедшей из жизни.

Возможно, Йосеф в чем-то злоупотребил доверием отца. Он неоднократно намекал братьям, что именно ему уготована роль царя еврейского народа. И братья его невзлюбили. Нелюбовь кончилась тем, что братья продали Йосефа проходившим мимо купцам. В конце концов тот оказался в Египте, в доме царедворца Потифара. И тут вдруг рассказ о Йосефе прерывается, и начинается совсем другая история — о Йеуде, четвертом сыне Леи, и о его невестке Тамар.

Странная история, да и начинается она странными словами: «И случилось в это же время: отошел Йеуда от братьев». Почему отошел? Зачем об этом говорить? Понятно, что, повзрослев и обзаведясь семьями, братья не могли жить в одном отцовском шатре. Но куда отошел Йеуда? Пока все братья жили вместе, они представляли собой один народ.

Двенадцать колен — это сам Израиль, их отец, ибо все, что было в нем, перешло к ним: все его качества, все способности, вся праведность.

Только в своей полноте Израиль мог дать начало еврейскому народу. Но исчез Йосеф — и все рассыпалось. Не было теперь нужды держаться друг друга: миссия Авраама на земле провалилась. Правда, Яаков так до конца и не поверил, что Йосеф погиб. Ибо такова была его вера в Творца мира, Который, однажды раскрыв Свои планы перед Авраамом, не мог устраниться и не реализовать их в его потомках.

Но Йеуда отошел от братьев. Причем не просто поселился отдельно.

Он перестал был лидером. Тут и произошла история с Тамар. Невестка его старшего сына стала бездетной вдовой. В согласии с законом ее отдали второму сыну Йеуды, но и тот умер, не оставив потомства. Оставался третий сын. Однако отец пожалел младшего и не торопился женить его на Тамар. Но у той были свои расчеты. Она страстно желала стать основательницей еврейского рода, из которого выйдут цари, — такую роль для себя она увидела в пророчестве. Прочтите текст Торы — этот отрывок послужил вдохновением для великого числа симфоний, картин и пьес. В финальной сцене мы видим столкновение двух характеров: мощный, не сомневающийся в себе Йеуда — и хрупкая Тамар, в своей целенаправленности не уступающая свекру. Тамар вошла-таки в еврейскую историю. От нее произошел великий род еврейских царей; среди ее потомков — и царь Давид, основатель Иерусалима, и царь Шломо, строитель Иерусалимского Храма, и будущий освободитель нашего народа — Машиах… А что Йосеф? Вы, конечно, знакомы с основной канвой его египетской эпопеи. Оказавшись в тюрьме по сфабрикованному делу, он и там быстро завоевал доверие местного начальства. Встретившись с двумя опальными сановниками самого высокого ранга, он разгадал их сны, объявив одному о скором освобождении. Когда сановника освобождали, Йосеф попросил замолвить перед фараоном слово о молодом, но способном еврейском узнике. Сановник обещал. — «Но не вспомнил начальник виночерпиев о Йосефе и забыл о нем».

Главные события только начинаются.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»