Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги «В конце дней»

ПРЕДСКАЗАНИЯ ИЗВЕСТНЫ, ИЗРАИЛЮ ЛИШЬ ОСТАЕТСЯ ВЫБИРАТЬ, КАКИЕ ИЗ НИХ OCУЩECTBИTЬ.

ЕСЛИ ИЗРАИЛЬ БУДЕТ ДОСТОИН — ИЗБАВЛЕНИЕ ПРИДЕТ РАНЕЕ НАЗНАЧЕННЫХ СРОКОВ:

[Трактат «Санэдрин», 98, а]: «Рабби Иеошуа БенЛеви[1] отметил противоречие: “Написано (Иешаяу, 60:22): “Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это”. Как совместить “в назначенное время” и “ускорю”? — Будут достойны — “ускорю”, а нет — “в назначенное время”, ради имени Его. ” — Поясняет Маарша: “Если удостоятся путем “тшувы”, — смилостивится Г-сподь над ними, а если нет, — избавит их только по исполнении сроков.”

То же говорится и в книге “Зоар” (гл. Ахарей мот): «… Это учит нас: пока Израиль находится в изгнании, коли будет удостоен — смилостивится Всевышний и вызволит из изгнания, но если нет, то оставит их до назначенного времени. Когда же наступит оно, пусть и не будут достойны, все равно не забудет их ради имени Своего — “и вспомню Мой союз с Яаковом…”

[Мидраш “Шир-Аширим”, гл. 5]: “Сказал рабби Леви[2]: “Если Израиль сделает “тшуву”, хоть бы день один, тут же придет сын Давида, и будут они вызволены. Откуда это известно? — Отсюда (Теиллим, 95:7): “… Ибо Он Б-г наш, а мы, народ, — паства Его, овцы руки Его, — сегодня, если послушаетесь вы Его голоса.”

[Мидраш “Шэмот”, 25:17]: “Сказал рабби Иоханан: “Сказал Г-сподь Израилю: “Я установил предел его приходу, и сделаете вы “тшуву” или нет — в назначенное время все равно придет он.”

ЕСЛИ СОБЛЮДУТ ОДНУ СУББОТУ — ПРИДЕТ СЫН ДАВИДА РАНЬШЕ НАЗНАЧЕННОГО СРОКА:

[Там же, 25:17]: “Когда сделают “тшуву”, хотя бы день один, — я приведу избавление ранее назначенных сроков, как сказано (Теиллим, 95:7): “… сегодня, если послушаетесь вы Его голоса”. Известно: сын Давида придет в награду за соблюдение всех заповедей, но придет и в награду за соблюдение одной субботы” (ибо соблюдение субботы равносильно соблюдению всех заповедей).

ГРЯДУЩЕЕ ИЗБАВЛЕНИЕ — РАДИ ИМЕНИ ЕГО.

“Сказано (Нешалу, 48:11): “Ради Себя, ради Себя сделаю, ибо как Может быть осквернено имя Мое… ” — Почему слова “ради Себя” повторяются дважды? Так сказал Всевышний: “В Египте вы были, но я избавил вас, дабы имя Мoе не осквернилось среди народов. Так же говорю Я: “И узнаете, что я — Г-сподь”! и от Эдома избавлю вас тоже только ради имени Моего ” Об эюм сказано: (Теиллим; 106:8) «У избавит их ради имени Своего”.

(Мидраш «Теиллим”, 107)

ЕСЛИ ИЗРАИЛЬ НЕ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬ МНОГИЕ ЗАПОВЕДИ, ТО УДОСТОИТСЯ ИЗБАВЛЕНИЯ УЖЕ ТЕМ, ЧТО НЕ СЛУЖИЛ БОГ ДРУГИМ

[Баалей Тосафот[4], гл. Бэар, 25:54]: «Сказал Г-сподь Моше: “Если не избавятся “этими законами, что ты предложишь им” — т.е. если не будут исполнять заповеди — “все равно не оставлю их”. — За что мы будем избавлены, если не будем исполнять заповеди? — За то, что при всем этом исполнили сказанное:

“… И да не будет у тебя бога иного.”

[Пояснения Раши на “Дварим”, 32:12]: «Так и водил его только Г-сподь, не было с ним бога чужого” — по преданию наших мудрецов, это слова — о будущем.” ТО ЧТО ПОКОЛЕНИЕ ВРЕМЕН ПРИХОДА МАШИАХА БУДЕТ НЕДОСТОЙНО, НО ВЕРА В ЕДИНОГО Б-ГА ВСЕ ЖЕ ОСТАНЕТСЯ У НИХ, ПОЙМЕМ И ОТСЮДА:

[Иешаяу, 48:1]: «Слушайте, дом Яакова, именем Израиля назьшающиеся и от источника Иеуды проишедшие, клянущиеся именем Г-спода и помятующие Б-га Израиля не по истине и не по правде”, — т.е. во-первых, они будут называться именем Израиля, хотя будут принадлежать не к десяти коленам царства Израиля, а к колену Иеуды, и, во вторых, саму веру в Б-га Израиля не оставят даже после долгих лет изгнания, но не будут исполнять слова Его по истине и по правде.

ЛИШЬ ОДНУ ЗАПОВЕДЬ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬ ПОКОЛЕНИЕ ПЕРЕД ПРИХОДОМ МАШИАХА-ОБРЕЗАНИЕ:

[Рукописи Рамбама, ч.II, стр. 516]: «… я хочу пояснить здесь одну главу из пророчества Зехарии… А после… упомянул рассеянных из Иеуды, и сказал(9:11—12): “И ты — ради крови завета твоего выпустил Я узников из ямы, в которой нет воды. Возвращайтесь в крепость, узники Haдeжды.” Здесь содержится намек о периоде перед приходом Машиаха, что то поколение будет полностью виновным, и забудется Тора в Израиле, и умножатся наглость и дерзость, как сказано: “из ямы, в которой нет воды”, и что не останется у них заслуги кроме обрезания…”

[Агада «Бэpэшит[5]]: “… Но, хотя за Израилем не будет добрых дел, избавит их Всевышний за одну лишь брит-мила.”

ИЗБАВЛЕНИЕ — ВО ВРЕМЕНА ПОКОЛЕНИЯ ОПУСТИВШЕГОСЯ, ОПУСТОШЕННОГО И РАЗВРАЩЕННОГО, ИЛИ ВО ВРЕМЕНА ПОКОЛЕНИЯ, ВОИСТИНУ ДОСТОЙНОГО.

“Сказал рабби Иоханан: “Придет сын Давида лишь при поколении полностью виновном или при поколении воистину достойном. При поколении полностью виновном, как сказано (Иешаяу, 59:16): “и увидел, что нет человека, и удивился, что нет заступника… ” и сказано (там же, 48:11): “Ради Себя, ради Себя сделаю… “; или в поколении воистину достойном, — как сказано (там же, 60:21): “и народ твой, все праведники… унаспедуют ” 3емлю навеки… (Трактат “Санэдрин”, 98,а)

MOШЕ РАБЕЙНУ ПPOРОЧEСТBOBAЛ О ПОКОЛЕНИИ, ЗАСЛУЖИВАЮЩЕМ ПОГОЛОВНОГО ИCТPEБЛEHИЯ, ЧТО БУДЕТ ИЗБАВЛЕНО ЛИШЬ PAДИ ИMEHИ BCEBЫШHEГO:

[Дварим, 32:26—27]: “Я бы сказал: “Положу им конец, среди людей память о них уничтожу”, если бы вражьей злобы не остерегался, дабы враги его не возомнили и не сказали: “Наша рука одолела, а не Г-сподь сделал все это.”

[Иешаяу, 48:9—11]: «Ради имени Моего сдерживаю гнев Свой, и ради славы Моей oбуздываю Себя, дабы не истребить тебя. Вот, Я очищаю тебя, но не подобно серебру, — я испытаю тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя сделаю, ибо как может быть осквернено имя Мое, и славы Моей не отдам другому.”

МУДРЕЦЫ ТАЛМУДА ГОВОРИЛИ, ЧТО СЫН ДАВИДА ПРИДЕТ НЕ ПРИ ПОКОЛЕНИИ ПРАВЕДНИКОВ, А ПРИ ПОКОЛЕНИИ ЗЛОДЕЕВ:

[Мидраш «Шир-Аширим”, гл. 4]: «Сказал рабби Леви: “Сын Давида придет при поколении наглолицем, достойном уничтожения… Сказал рабби Аба Бар-Каана[6]: “Сын Давида придет при поколении, лицо которого подобно собачьему.”

1. Рабби Иеoшуа Бен-Леви — амoра, живший в Эрец-Исраэль в середине З-ГО века.

2. Рабби Леви — амoра, живший в Эрец-Исраэпь в середине 4-го века.

3. ”Не служил богам другим” — тем, что другие считали богами.

4. Баалей Тосафот — общее имя групы ученых, чьи труды легли в основу комментариев, допо няющих коментарии Раши к Талмуду.

5. Агада «Бэрэшит” — притчи и сказания, тематически связанные с книгой «Бэрэшит”.

6. Рабби Аба Бар-Каана — амора, живший в Эрец-Исраэль во второй половине 4-го века.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше