Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Но в подлинном и прямом пути к нижнему покаянию [возвращению] буквы «гей», как уже говорилось, — два основных аспекта. Один из них — пробуждать в себе высшее сочувствие из источника милосердия по отношению к духу своему [нешама] и к своей Б-жественной душе [нефеш], которая «пала с высокой крыши» — подлинной жизни, благословен Он, — «в глубокую яму», — и это чертоги нечистоты и стороны «ситра ахра», [а также] и по отношению к ее [души] источнику в источнике жизни, а это имя Гавайе, благословен Он, и как написано: «И возвратится ко Всевышнему, и Он смилостивится над ним»

Но в подлинном и прямом пути к нижнему покаянию [возвращению] буквы «гей», как уже говорилось, — два основных аспекта. Один из них — пробуждать в себе высшее сочувствие из источника милосердия по отношению к духу своему [нешама] и к своей Б-жественной душе [нефеш], которая «пала с высокой крыши» — подлинной жизни, благословен Он, — «в глубокую яму», — и это чертоги нечистоты и стороны «ситра ахра», [а также] и по отношению к ее [души] источнику в источнике жизни, а это имя Гавайе, благословен Он, и как написано: «И возвратится ко Всевышнему, и Он смилостивится над ним»[1]. То есть сожалеть о воздействии имени Гавайе, благословен Он, которое спустилось со ступени на ступень и снизошло в нечистые чертоги стороны «ситра ахра», дабы оживить их через действия человека, и его з^хищрения, и его дурные мысли, как написано: «Царь, плененный в потоках»[2] — в потоках [мысли] мозга и т. д., и это изгнание Шхины, как было сказано выше. Этому способствует время совершения «Тикун хацот»[3], как сказано в сидуре, смотри там в замечании подробное объяснение. И написано: «Упал венец глав наших, горе нам, ибо мы согрешили»[4]. И поэтому в книге «Пиркей гейхалот» Всевышний назван «униженным Королем», как пишет раби Моше Кордоверо, благословенной памяти, ибо нет более глубокого оскорбления. А особенно когда человек мыслящий углубляется в размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры и окружающего все миры, — [если размышляет об этом] каждый в меру своего разума и понятия, он испытывает от этого великую, великую горечь.

Другой [элемент этого пути] — растоптать и покорить [категорию] «клипа» и «ситра ахра», вся витальность которой есть лишь грубость и самовознесение, как написано: «Если вознесешься, как орел и т. д.»[5]. Растоптать и покорить [принизить ее] вплоть до самого праха, и это смерть ее и уничтожение. А [делается это] именно «сердцем разбитым и угнетенным», когда «низкий ему отвратителен и т. д.»[6], и как комментирует книга «Зогар» слова «жертвы Всевышнему сокрушенный дух, сокрушенное и угнетенное сердце и т. д.»[7] — ибо животных приносят в жертву имени Га-вайе, которое есть атрибут милосердия. Имени же Элоким — атрибут суда — не приносят в жертву животных, но [необходимо] сломить и уничтожить дух нечистоты и стороны «ситра ахра», и это — сокрушенный дух. Как же можно сломить дух стороны «ситра ахра»? Разбитым и угнетенным сердцем. В нашем поколении [это возможно] лишь в малой мере путем умерщвлений плоти и постов. У нас нет сил много поститься, как [это делал] царь Давид. Наши мудрецы пояснили [его] слова[8]: «И сердце пусто во мне»[9] — он умертвил его постом[10].

Но основное в покорении сердца, в доведении его до » состояния сломленного и уничтоженного, и в уничтожении духа нечистоты и стороны «ситра ахра» — быть «умельцем отчета»[11] всей глубиной своей мысли. Один час днем или ночью перед совершением «Тикун хацот» [человек должен] углубляться своим познанием и пониманием в размышление о том, как своими грехами он стал причиной изгнания Шхины, как говорилось выше, а также того, что его дух [нешама] и Б-жест-венная душа [нефеш] оказались оторванными от [Источника] подлинной жизни, благословен Он, и низведены в место нечистоты и смерти, а это чертоги стороны «ситра ахра», и стала душа колесницей для них[12], дабы получать от них для своего тела изобилие и жизненную силу, как говорилось выше.

И сказали о том наши мудрецы: «Грешники при жизни называются мертвыми»[13], то есть жизнь их черпается из места смерти и нечистоты (а также написано: «Не мертвые восхвалят и т. д.»[14], и это не подобно «смеющемуся над бедным»[15], да сохранит Всевышний, но здесь имеются в виду грешники, которые и при жизни называются мертвыми, так что их смущают посторонними мыслями[16], пока они в состоянии греха и не хотят совершать покаяние, как известно). И даже тот, кто не совершил ни греха, за который следует наказание «карет», ни также греха, за который следует смерть, посылаемая небом, — и это испускание семени впустую и тому подобное. Но остальные, легкие грехи, — так как они наносят ущерб в ступенях нешама и нефеш Б-жественной души, как в сравнении об отсечении и прерывании тонких веревочек, о чем говорилось выше, — при множестве [подобных] грехов ущерб все же может быть таким же, как при нарушениях запретов Торы, за которые следует наказание «карет» или смерть, и даже при повторении того же греха очень много раз.

Так пророк сравнил грехи с тучей, заслоняющей солнечный свет, как написано: «Я рассеял, как тучу, грехи твои»[17], — это тяжкие грехи, (отделяющие) внутреннюю часть воздействия имени Гавайе, благословен Он, от Б-жественной души, как густая и темная туча отделяет Солнце от Земли и живущих на ней, если обратиться к сравнению. «И, как облако, грехи твои»[18] — это легкие грехи, к которым человек относится пренебрежительно. Они разделяют, как легкое тонкое облако, если вернуться к языку сравнений. И, как в этом сравнении, если человек поместит в окне против солнечного света очень много тонких, легких перегородок, они затемнят так же, как одна толстая, и даже сильнее. Точно так же, как в этом сравнении, [происходит] и во всех грехах, которыми человек пренебрегает, и как говорится в известных словах наших мудрецов, что они [эти грехи] совершенно то же, что идолопоклонство, блуд и кровопролитие. Примером может служить грех, когда делают вид, что не замечают нуждающегося, — «Остерегайся, дабы не было в сердце твоем извращенного [блияаль] и т. д.»[19], а это слово [бли-яаль] употребляется для указания на идолопоклонство и т. д.[20]. И если кто-либо рассказывает о другом дурное[21] — это злословие, равносильное идолопоклонству, блуду и кровопролитию. И каждый, кто впадает в гнев[22], как бы поклоняется идолам, а также и тот, кто нагл[23]. И много еще подобных утверждений приводится в Гмаре. И изучение Торы равноценно всем [остальным заповедям], как сказали наши мудрецы[24]: «Простил Всевышний идолопоклонство и т. д.»[25].

Поэтому предписание читать молитву «Шма» перед тем, как лечь спать, [включает также] принятие на себя четырех [форм] смертных кар, о которых решает суд[26], и т. д. Кроме того, согласно тайной части Торы, наносящему ущерб [на уровне] буквы «йод» [имени Га-вайе] как бы следует кара «скала»; наносящему ущерб [на уровне] буквы «гей» как бы следует кара «срей-фа»; наносящему ущерб [на уровне] буквы «вав» как бы следует кара «герег»; а [на уровне] последней буквы «гей» — как бы следует кара «хенек»[27]. Тот, кто не исполняет заповеди о молитве «Шма», наносит ущерб [на уровне] буквы «йод», [не исполняющий заповеди] тфилин — [на уровне] буквы «гей», цицит — [на уровне] буквы «вав», а не исполняющий заповеди, обязывающий молиться. — [на уровне] буквы «гей» и т. д. Исходя из этого знающий может сделать вывод и в отношении остальных грехов и прегрешений, а небрежение изучением Торы равноценно [неисполнению] всех заповедей.

К главе седьмой

[1] Йешаягу, 55:7.

[2] Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь — «бег», «движение». См. также Тания, часть 1, гл. 45.

[3] Букв, «полуночное исправление». Плач о разрушении Храма, молитва и покаяние, совершаемые в полночь.

[4] Эйха, 5:16.

[5] Овадья, 1:4; Ирмеягу, 49:16.

[6] Тегилим, 15:4. С отвращением ко всему недостойному в себе.

[7] Тегилим, 51:19.

[8] Брахот, 616.

[9] Тегилим, 109:22.

[10] Полностью уничтожил в нем зло. Ср. Тания, часть 1, гл. 1 и 13.

[11] Ср. Зогар, часть 3, стр. 178а.

[12] Послушным орудием, подобным колеснице, несущей седока.

[13] Брахот, 186.

[14] Тегилим, 115:7.

[15] Мишлей, 17:5. Если бы здесь имелись в виду умершие, это было бы насмешкой над тем, что они уже не могут исполнять заповеди. Но «мертвые» здесь — грешники.

[16] Во время молитвы.

[17] Йешаягу, 44:22.

[18] Йешаягу, 44:22.

[19] Дварим, 15:9.

[20] Брахот, 316.

[21] Ср. Шабат, 33; Бава батра, 1646; Арахин, 15.

[22] Ср. Шабат, 1056; Авот, 2:10.

[23] Сота, 46.

[24] Пеа, 1.

[25] «…но не простил пренебрежения к изучению Торы».

[26] В отличие от смертных кар, посылаемых небом.

[27] Четыре вида смертных кар за особо тяжелые грехи: забрасывание камнями, сожжение, убиение и удушение. Духовные последствия этих грехов параллельны и подобны физическому аспекту этих кар.


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше