Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Соединение недостатков с достоинствами подобно прибавлению нуля к цифре, когда ноль лишен сам по себе всякого значения. Но рядом с другими цифрами он умножает их десятикратно.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Но так было в те времена, когда еврейский народ находился на высокой ступени, когда в Храме Шхина пребывала в народе. Тогда евреи получали жизненную силу тела только через Б-жественную душу, от внутренней части изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он, через имя Гавайе, благословен Он, как об этом говорилось выше

Но так было в те времена, когда еврейский народ находился на высокой ступени, когда в Храме Шхина пребывала в народе. Тогда евреи получали жизненную силу тела только через Б-жественную душу, от внутренней части изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он, через имя Гавайе, благословен Он, как об этом говорилось выше. После же того, как [евреи] спустились ниже этой ступени и своими поступками вызвали [то, что называется] «тайной изгнания Шхи-ны»[1], как написано: «И из-за грехов их изгнана их мать»[2], — то есть воздействие нижней буквы «гей», о чем говорилось выше, — воздействие это спустилось и снизошло от ступени к ступени вниз так, что оно облеклось в десять сфирот «клипат нога»[3], которые через созвездия и все воинство небесное и через правителей, ими правящих[4], уделяют изобилие и жизненную силу всем живым телесным существам в этом мире, а также и всему растущему, как сказали наши мудрецы «Нет внизу ни одной травинки, у которой не было бы звезды и т. д» [5] — и тогда может и грешник[6] и злодеи, [которые есть в среде] еврейского народа, получать жизненную силу для своего тела и животной души точно так же, как и остальные животные, как написано «Подобен скотам молчащим»[7], и даже в гораздо большей мере, как объясняется в священной книге «Зогар», глава «Пкудей», что всякое изобилие и жизненная сила, уделяемые человеку внизу в то время и в ту минуту, когда он совершает то, что Всевышний считает злом, действием, или речью, или помышлением о грехе и т. д., — все дается ему из чертогов [от разных ступеней] категории «ситра ахра», что объясняется в книге «Зогар», там же. Человек волен предпочесть воздействие от чертогов «ситра ахра» или от чертогов стороны Кдуша, от которых получают воздействие все добрые и святые мысли и т д. Ибо «Б-г создал все в противоположении и т. д.»[8]. Чертоги «ситра ахра» получают и черпают свою жизненную силу в результате облечения и поступенного нисхождения изобилия десяти сфирот «клипат нога», состоящей из добра и зла, категории Древа познания [добра и зла][9] и т. д., как известно знающим тайное

А ведь о Яакове написано[10]: «…удел [хевелъ] наследия Его». Это сравнимо с веревкой [хевель], начало которой [с одной стороны привязано] наверху, а с другой — внизу, и если человек потянет и поколеблет нижнее ее начало, поколеблется и потянется за ним и верхнее, насколько это возможно. Точно так же и корень души человека и ее источник от категории нижней буквы «гей», как говорилось выше: своими дурными поступками и мыслями человек привлекает и спускает вниз ее воздействие до чертогов «ситра ахра», откуда он получает свои мысли и поступки. И так как он привлекает к ним [чертогам «ситра ахра»] влияние, он получает свою часть первым[11], и разумеющим довольно сказанного. И потому сказали наши мудрецы[12]: «Нет у нас ни спокойствия грешников и т. д.»[13]. — Именно «у нас» — то есть во время изгнания после разрушения Храма. Это и есть как бы изгнание Шхины — то, что она уделяет свое влияние стороне «ситра ахра», ненавистной Ему, благословенному. Когда же человек совершает должное покаяние, он отнимает у нее то влияние, которое он [к ней] привлек [сверху] своими действиями и мыслями. Ибо покаянием своим он возвращает воздействие Шхины на подобающее ему место. Это и есть возвращение нижней буквы «гей» из изгнания, как написано: «И вернет [вешав] Всевышний, Б-г твой, возвращающихся»[14], то есть [вернется Он Сам] с возвращающимися. И как заметили мудрецы: «Не сказано вегешив [“и возвратит”][15]».

К главе шестой

[1] Мегила, 29а.

[2] Йешаягу, 50:1.

[3] См. Тания, часть 1, гл. 7.

[4] Ангелы, попечению которых поручены различные народы.

[5] Брейшит раба, 10:6.

[6] Из этого следует, что у того, кто не совершил грехов, за которые следует наказание «карет» и смерть, не прервана и «веревка» притока жизненной силы от имени Гавайе, и он получает жизненную силу не от «клипат нога», как чистые животные, а через Б-жественную душу от внутренней части изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он. См. выше, гл. 4, о происхождении души.

[7] Тегилим, 49:13.

[8] Когелет, 7:14. См. Тания, часть 1, гл. 6.

[9] Смешение добра и зла.

[10] Можно спросить: каким образом грешник привлекает вниз жизненную силу, исходящую от Б-жественного источника, и питает ею начало зла, если после наказания «карет» связь с источником души его прерывается? Однако, как объясняется далее, остается «впечатление» от этого влияния. Еврей не может совершенно потерять связь со своим источником. Но в этом случае Б-жественное воздействие получают категории зла, и уже от них получает свою жизненную силу грешник.

[11] Но в конце концов и это существование должно прекратиться, так как еврей не способен получать жизненную силу от категории «задней стороны», то есть от стороны, противостоящей Б-жественной воле.

[12] Авот, 4:15.

[13] Как если бы было написано: нет возможности понять, откуда сейчас, в период изгнания, спокойствие грешников. В то время, когда существовал Храм и в Храме и в народе пребывала Шхина, спокойствие было привилегией праведников. Сейчас же грешники спокойны — они получают жизненную силу от категории «клипот», от зла, которое они питают и поддерживают, совершая то, что дурно по мнению Всевышнего. Другое объяснение: «Нет у нас ни спокойствия грешников, ни страданий праведников» (как продолжается эта фраза). Страдания праведников тем отличаются, что они не мешают им полностью предаваться изучению Торы.

[14] Дварим, 30:3.

[15] А сказано вешав, т. е. «и возвратится».


Кашрут — свод предписаний и повелений, касающихся приема пищи. Из 613-ти заповедей, данных нашему народу Творцом, около 50-ти посвящены вопросам питания. Тора подробно разъясняет какие виды животных разрешены в пищу, а какие запрещены, когда можно есть, а когда нельзя, какой посудой можно пользоваться и так далее. Даже поверхностное знакомство с Торой и заповедями часто вызывает у людей недоумение: «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?» Читать дальше