Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сказано в конце трактата Йома: «Есть три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием»

Сказано в конце трактата Йома: «Есть три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием»[1]. Если человек нарушил позитивную заповедь и совершил покаяние, немедленно ему прощается [ — наказания более не следует]. Если нарушил запрет и раскаялся, покаяние задерживает [наказание], а Йом-Кипур искупает. (Несмотря на то, что позитивные заповеди, когда речь идет об их исполнении, выше и [в случае, если человек стоит перед выбором], предпочтительнее соблюдения запретов. Причина [этого предпочтения] такова — исполняя позитивную заповедь, человек тем самым привлекает к верхним мирам свет и обилие от отражения света — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он[2] (как сказано в книге «Зогар», что 248 позитивных заповедей — это 248 органов Короля[3]), а также к своей Б-жественной душе, как сказано: «[Благословен…] освятивший нас Своими заповедями». Но что касается покаяния, то хотя и прощается человеку наказание за , то, что он восстал против владычества Его, благословенного, и не исполнил слово Короля, все же свет, [который был бы привлечен в случае исполнения этой заповеди действием], отсутствует и т. д. И как наши мудрецы, благословенной памяти, комментируют слова: «Извращенный не сможет исправить»[4] — «это сказано о том, кто пропустил вечернее [или утреннее] чтение молитвы “Шма” и т. д.»[5]. Ибо даже если он впредь будет всегда пунктуально читать «Шма» и вечером и утром, покаяние не может восполнить то, что он однажды не сделал. Тот же, кто нарушает запрет тем, что зло пристает к его душе, причиняет ущерб наверху, в корне и источнике ее происхождения (в одеяниях десяти сфирот мира Асия[6], как сказано в [предисловии к книге] «Тикуней Зогар»: «Ты сделал им[7] одеяния, из которых вылетают человеческие души и т. д.»). И потому нет искупления его душе также и наверху до [искупления в] Йом-Кипур, как написано [об этом дне]: «И искупит Храм, [очистив его] от нечистот сынов Израиля и от их злодеяний… пред Всевышним очиститесь»[8]. Именно «пред Всевышним». И потому из этого не следует, да сохранит Всевышний, что грех менее серьезен, когда не исполняются позитивные заповеди, а тем более — предписание об изучении Торы. Напротив, сказали наши мудрецы: «Всевышний простил идолопоклонство и т. д.»[9], хотя [наказание за] это — «карет» и смертная казнь по решению суда, «но не простил пренебрегающим изучением Торы»).

Если [человек] совершает грех, за который полагается «карет» или смертная казнь по решению суда, покаяние и Йом-Кипур задерживают [наказание], а страдания очищают [мемаркин] (то есть завершают искупление. Слово это происходит от слова мерика, которое означает «начшцение до блеска», «мытье до совершенного очищения» души. А капара означает «искупление», «очищение от грязи греха»[10]), как сказано: «Розгой Я накажу их за злодеяния их и язвами за грехи их»[11]. Таковы слова Барайты[12]. Заповедь о покаянии в Торе говорит об отказе от греха (как сказано в Гмаре, в 3-й главе трактата Сангедрин, и в [книге «Шулхан арух», раздел] «Хошен мишпат», конец параграфа 34, где говорится о свидетельстве). То есть бесповоротно решить в душе не повторять более подобной глупости — не восставать против владычества Его, благословенного, не нарушать более велений Короля, да сохранит Всевышний, — как позитивных заповедей, так и запретов. Это основной смысл покаяния — возвратиться ко Всевышнему всем сердцем и всей душой, чтобы служить Ему и соблюдать все Его заповеди, как написано: «Да покинет преступный путь свой и грешник мысли свои и да возвратится* ко Всевышнему и т. Д.»[13]. А в главе «Ницавим» написано: «И возвратишься ко Всевышнему, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его… всем сердцем твоим и т. д.»[14]. [И еще сказано]: «Вернись, Израиль, ко Всевышнему, Б-гу твоему, и т. д.»[15], «Верни нас, Всевышний, к Себе и т. д.»[16]. А не так, как в народе думают, что покаяние — это пост. Это верно, даже если [человек] совершил грехи, за которые следует наказание «карет» и смертная казнь по решению суда, и завершением его искупления должны быть страдания, — то есть Всевышний посылает ему страдания (как сказано: Розгой Я накажу и т. д. — именно «Я накажу»). Когда покаяние человека принято Им, благословенным, и человек возвращается к Нему всем сердцем и всей душой из любви [к Нему], тогда при пробуждении снизу «как в воде отражается [лицо человека против лица] и т. д.»[17], [возникает и] пробуждение сверху, пробуждение любви и милосердия Всевышнего, чтобы очистить его от грехов страданиями в этом мире, как написано: «Ибо кого любит Всевышний, того и покарает и т. д.»[18]. И потому ни у Рамбама, ни в книге «Сефер мицвот гадоль» никакие посты вообще не упомянуты в законах о покаянии даже за те грехи, за которые следует наказание «карет» и смертная казнь по решению суда. [Там упомянуты] только исповедь и просьба о прощении грехов, как написано в Торе: «И исповедают свои грехи и т. д.»[19]. И если сказал пророк Йоэль, [передавая слова Всевышнего]: «Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте и в плаче и т. д.»[20], — это для того, чтобы было отменено небесное постановление об очищении грехов поколения нашествием саранчи[21]. Таков смысл всех постов — постятся при каждом несчастье, чтобы оно не поразило народ, как об этом говорится в книге Эстер. И если в нравоучительной литературе, и прежде всего в книгах «Сефер гарокеях» и «Сефер хаси-дим» [говорится] о многочисленных постах и умерщвлениях плоти для совершившего грех, за который полагается «карет» и смертная казнь по решению суда, а также для того, кто испустил семя впустую, за что ему следует смертная казнь, посылаемая небом, как сказано в Торе об Эре и Онане, и наказание за этот грех такое же, как для тех, кому следует «карет», [то эти посты и умерщвления плоти даны] для того, чтобы избавиться от наказания страданиями, посылаемыми небом, да сохранит Всевышний, а также чтобы ускорить и приблизить полное искупление души. Кроме того, ведь может быть, что он возвращается ко Всевышнему всем своим сердцем и душой не из любви [к Нему], а только из страха.

К главе первой

[1] Йома, 86а.

[2] За соблюдение негативной заповеди также следует вознаграждение, то есть привлечение света, но свет этот не достигает сосудов. Ведь сосуды — это открытое проявление света, связанное с действием, действия же не было, человек только воздержался от нежелательного поступка. Поэтому когда невозможно исполнить одновременно две заповеди, позитивную и негативную, и нужно сделать выбор, предпочтение отдается исполнению позитивной заповеди.

[3] См. Тания, часть 1, гл. 23.

[4] Когелет, 1:15.

[5] Брахот, 26а.

[6] Из пяти ступеней души: нефеш, руах, нешама, хая, йехида к греху при-частна лишь нижняя из них — нефеш. Нефеш, руах и нешама в сфере миров соответствуют мирам Асия, Иецира и Бриа. В мире действия, Асия, — корень и источник этой ступени души.

[7] Им — десяти сфирот.

[8] Ваикра, 16:16—30.

[9] Иерусалимский Талмуд, Хагига, 1:7.

[10] Капара — меньшая степень очищения, чем мерит.

[11] Тегилим, 89:23.

[12] Барайта — учение мудрецов периода Мишны, не вошедшее в нее.

[13] Йешаягу, 55:7.

[14] Дварим, 30:2.

[15] Гошеа, 14:2.

[16] Эйха, 15:21.

[17] Мишлей, 27:19.

[18] Мишлей, 3:12.

[19] Бемидбар, 5:7.

[20] Йоэль, 2:12.

[21] О которой говорит пророк Йоэль там же.


Царь Давид — легендарная фигура в еврейской истории. Кроме того, что он был царем и успешным воином, Давид много сил и энергии отдавал служению Всевышнему. Давид считается в еврейском народе величайшим праведником. Он сочинял восхваления — псалмы — в честь Б-га, он собрал книгу Теилим (Псалмов), многие из которых написаны самим Давидом. Именно Давид выкупил участок для постройки Храма и заложил его фундамент. Читать дальше

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Давид. Поединок с Гольятом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда в пределы Израиля вторглось войско филистимлян, Давид вызвался сразиться с богатырем Гольятом. После этой победы Давид завоевал любовь всего народа.

Давид. Мудрец, псалмопевец и пророк

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Оставаясь в Иерусалиме, Давид судил народ и изучал Тору. На вершине власти он сумел сохранить скромность.

Как назвать ребенка?

Переводчик Виктория Ходосевич

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.