Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек способен вмиг измениться. Эта способность не есть нечто сверхъестественное, доступное лишь благочестивейшим из людей: чего же мы ждем?»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
И как писал Рамбам, благословенной памяти, что у Всевышнего, благословен Он, суть и сущность и знание Его — все абсолютно едино, все — простое единство, а ни в коей мере не сложное, точно так же это и в отношении всех атрибутов Всевышнего, благословен Он, и всех Его святых имен и эпитетов, которыми Его называли пророки и мудрецы, благословенной памяти, — Милостивый, Милосердный, Творящий благо и подобные им

И как писал Рамбам, благословенной памяти, что у Всевышнего, благословен Он, суть и сущность и знание Его — все абсолютно едино, все — простое единство, а ни в коей мере не сложное[1], точно так же это и в отношении всех атрибутов Всевышнего, благословен Он, и всех Его святых имен и эпитетов, которыми Его называли пророки и мудрецы, благословенной памяти, — Милостивый, Милосердный, Творящий благо и подобные им. Это верно и в отношении [эпитета] Мудрый, как написано: «И Он также мудр и т. д.»[2], и в отношении Его воли, [как написано]: «Б-г желает страшащихся Его»[3], и «Он желает творить добро»[4], и «Он хочет, чтобы грешники покаялись, и не хочет их смерти и греховности»[5], и «Очи Твои слишком святы, чтобы видеть дурное»[6]. Его желание и мудрость, доброта и милосердие и другие атрибуты не придают множественности и сложности, сохрани Б-г, сути и сущности Его, — но сущность и суть Его и Его желание, мудрость, понимание и знание и Его атрибуты доброты, силы, милосердия и красоты, включающей в себя Его доброту и силу[7], а также и все другие Его святые атрибуты — все абсолютно простое единство, каким является сущность и суть Его. И как писал Рамбам, благословенной памяти: «И подобное нельзя ни сказать, ни выслушать, и не может сердце человеческое постичь этого до конца», ибо человек мысленно представляет себе все понятия, которые он хочет постичь и понять, такими, каковы они в нем самом. И таким образом, когда человек пытается мысленно представить себе, что такое желание, или мудрость, или понимание, или знание, или что такое атрибут доброты и милосердия и тому подобное, он все это представляет себе так, как это в нем. Однако на самом деле Всевышний, благословен Он, «высок и превознесен»[8] и «свято Его имя»[9], а это означает, что Он свят и отделен[10] бесконечными мириадами ступеней разделений, несравненно выше качества, рода и вида всех восхвалений и превосходных эпитетов, какие творения способны постичь и вообразить своим умом.

Ибо первое достоинство и ступень у творений — это мудрость, и потому она названа «началом»[11]. И в самом деле она — начало и источник всей жизненной силы в творениях, ибо от мудрости происходят понимание и знание, а от них — все эмоциональные силы [мидот] рациональной души, как любовь, доброта, милосердие и все остальные [силы души]. И это можно наблюдать — ребенок, лишенный знания, постоянно гневен и жесток, он любит то, что ничтожно и не стоит любви, ибо достойное любви он не может распознать и полюбить, ведь любовь возникает в меру знания. И от эмоций души возникают в ней слова и буквы мысли, так как душа мыслит о любимом предмете или о том, как проявить доброту и милосердие и другие силы эмоций. В каждую мысль в мире облечена какая-нибудь эмоция, приводящая к этой мысли, и эта эмоция — жизненная сила данной мысли. А от букв мысли происходят буквы речи, и они [буквы мысли] являются их [букв речи] подлинной жизненной силой. А речь приводит к действию, [выражающемуся в] милостыне и доброте, — как король, повелевающий своим подданным дать [милостыню]. А также когда человек сам что-либо делает, сила души и жизнь ее, облекающаяся в это действие, совершенно ничтожна по сравнению с силой души и жизнью ее, облекающейся в речь человека; [друг к другу они относимы], как относимы и сравнимы тело и душа. И тому же подобно соотношение букв речи и букв мысли, и таково же соотношение букв мысли и сущности эмоции, облеченной в нее и ее оживляющей, и таково же отношение сущности и жизненной силы этой эмоции к мудрости, пониманию и знанию, совокупность которых составляет разум, от которого произошла данная эмоция. Так это и в человеческой душе и в душах всех творений во всех мирах, верхних и нижних, — во всех мудрость есть начало и источник жизненной силы.

Примечания

К главе восьмой

[1] Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:10.

[2] Йешаягу, 31:2.

[3] Тегилим, 147:11.

[4] Миха, 7:18.

[5] Ср. Йехезкель, 18:23; праздничная молитва «Мусаф».

[6] Хавакук, 1:13.

[7] Атрибут красоты (Тиферет) — соединение доброты (Хесед) и силы (Гвура) с преобладанием доброты.

[8] Из утренних молитв.

[9] Из утренних молитв.

[10] Еврейское слово кадош («святой») означает отделенность от несвятого. Б-г абсолютно трансцендентен по отношению к миру и безмерно его превосходит.

[11] Тегилим, 111:10. См. также Таргум Йерушалми, Брейшит, 1:1.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.