Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать

Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»][1], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом[2]. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать. Но эта Гвура и этот Цимцум есть также и Хе-сед[3], ибо ею [категорией Гвура и Цимцум] «строится мир». И это — Гвура, включенная в Хесед. В этом взаимном включении друг в друга двух категорий ясно видно, что «Он и Его атрибуты — одно», ибо это — Его атрибуты. Именно в силу того, что они находятся в абсолютном единении с Ним, они соединены друг с другом и включены друг в друга[4]. Как сказал [пророк] Элиягу: «Он — Тот, Кто их связывает и соединяет и т. д. И без Тебя нет единения наверху и т. д.»[5].

В этом и заключается смысл слов: «И тверди сердцу своему, что Гавайе есть Элоким»[6]. Оба имени находятся в полном единстве, ведь и имя Элоким, ограничивающее и скрывающее свет, так же является категорией Хесед, как и имя Гавайе, потому что оба эти атрибута Всевышнего, благословен Он, едины с Ним абсолютным единством, и «Он и Его имя едины», а Его атрибуты — это Его имена[7]. И таким образом ты убедишься, что в небе наверху и на земле внизу нет более, [кроме Б-га][8], и вещественная земля, которая всем кажется реально существующей, представляет собой отсутствие и полное небытие пред Всевышним, благословен Он. Ибо имя Элоким скрывает и ограничивает [свет] только для нижних, а не для Всевышнего, так как «Он и Его имя едины». Поэтому и земля и все, что под землей, есть отсутствие [существования] и полное небытие пред Всевышним, благословен Он, и [все это] не может быть никак названо, [нельзя их назвать] даже од [«еще»], что говорило бы о подчиненном второстепенном существовании [в том смысле, в каком] сказали наши мудрецы: «[Обычаи] Иудеи — дополнение [од] к Писанию»[9], подобно тому, как тело второстепенно по отношению к душе и жизненной силе, которая в нем. (Таков смысл слов: Восхвалю Всевышнего в жизни моей, воспою Б-гу моему, пока я есть [беоди][10], — ибо жизнь происходит от имени Гавайе, а «дополнение», то есть тело, нечто второстепенное, происходит от имени Элоким.) Ибо душа не творит тело из ничего, но Всевышний творит все из ничего, и все пред Ним — небытие, как солнечный свет в самом Солнце.

И потому в Писании необходимо было предупреждение: «И познай сегодня, и тверди сердцу своему и т. д.» — для того, чтобы ты не помыслил, что небо и все, что в нем, и земля и все, что на ней, есть нечто отдельно и самостоятельно существующее, а Всевышний, благословенно имя Его, наполняет Собой весь мир, как душа, облеченная в тело, и сообщает земле силу взращивания и силу движения небесным сферам, и движет и управляет ими по Своей воле, как душа движет телом и управляет им по своему желанию. На самом деле такое сравнение совершенно неприменимо, ибо душа и тело в действительности друг от друга раздельны в корне [источнике] своем, ибо корень происхождения тела и сущность его образуется не от души, а от капель отца и матери. И позднее рост его происходит не только [под влиянием] души, а в зависимости от того, что ест и пьет мать в течение всех девяти месяцев, а затем — от того, что он сам ест и пьет. Но это не так в отношении неба и земли. Вся их суть и сущность произведена из абсолютного отсутствия и небытия одним лишь словом Всевышнего и дыханием уст Его, благословен Он. А кроме того, и теперь слово Его стоит навеки и прибывает к ним непрестанно, каждое мгновение, и творит их постоянно из ничего, подобно тому, как солнечный свет исходит от Солнца в самом теле Солнечного шара, если вернуться к этому сравнению. Так что они, [небо и земля], совершенно не существуют по отношению к слову Всевышнего и дыханию уст Его, которые едины с Его сутью и сущностью, . благословен Он, — как это будет видно при дальнейшем изложении, — подобно тому, как солнечный свет не существует в Солнце[11]. И только действие Его препятствующих сил [Гвурот] в атрибуте Гвура и Цимцум заслоняет и скрывает жизненную силу, текущую к ним [творениям], так что небо и земля и все, что их наполняет, становятся видимыми, как будто они нечто само по себе существующее. Но это сжатие и утаение имеет значение лишь для нижних, а пред Всевышним, благословен Он, все как абсолютное небытие, как солнечный свет в Солнце. Гвура ничего не скрывает, сохрани Б-г, пред Ним, благословенным, ибо она не есть нечто само по себе существующее, но Гавайе есть Элоким.

К главе шестой

[1] Буквы еврейского алфавита имеют также числовое значение. Если числовое значение слов совпадает, это показывает, что между ними есть связь.

[2] Живущим на земле кажется, что все в мире происходит в соответствии с законами природы, без участия чего-либо сверхъестественного. Б-г не проявляет Себя в природе видимым образом.

[3] Так как Гвура — атрибут Эйн Софа, благословен Он, у Которого все в бесконечной степени, следовало бы ожидать и бесконечного действия атрибута Гвура. И так же, как Хесед — бесконечное распространение и сообщение жизни, так и Гвура должна была бы ограничивать до полного разделения и невозможности для творений знания о Творце. Однако ограничение — не самоцель, оно необходимо лишь для того, чтобы мир был сотворен и сохранял существование. И потому на протяжении всех ступеней от самых верхних до нижних в Хесед включена и Гвура для того, чтобы возникающее могло стать существующим. Таким образом, Гвура есть также и Хесед, ибо она не только скрывает, но и дает возможность существования, а с другой стороны, есть Хесед и в Гвура. (Сравнением может послужить темное стекло. Его густой цвет препятствует распространению солнечного света, но его назначение — пропускать ослабленный солнечный свет.) (Из комментариев Любавичского Ребе.)

[4] Атрибуты взаимно включаются друг в друга и действуют в полной гармонии, отличаясь лишь преобладанием в каждом из них соответствующего качества.

[5] Введение к книге Тикуней Зогар.

[6] Дварим, 4:39.

[7] Атрибуты Б-га соответствуют Его именам. Имени Гавайе соответствует Доброта, Милосердие [Хесед], имени Элоким — Могущество, Сила [Гвура], имени Ад-нут — Господство.

[8] Единство Б-га не только исключает предположение о существовании иных богов, оно означает, что Он — единственно существующий и нет существующих, кроме Него. Вся Вселенная в Нем — небытие. Таков смысл высшего единства, о котором говорится в следующей главе.

[9] Кидушин, 6а.

[10] Тегилим, 146:2.

[11] С солнечным светом сравниваются творения, а с Солнцем — жизненная сила, творящая и оживляющая их.


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше