Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еще о пребывании Шхины в Храме и душе

Во время существования Первого Храма, в котором был ковчег и скрижали в Святая святых, Шхина, Малхут мира Ацилут, категория явного проявления света Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, пребывала там, будучи облеченной в Десять речений неимоверно сильно, сильнейшим раскрытием, более сильным, чем ее раскрытие в чертогах[1] Святая святых наверху, в верхних мирах. Ибо Десять заповедей — общность всей Торы, исходящая из высшей мудрости, которая несравненно выше Мира раскрытия. И для того, чтобы их высечь на материальных каменных скрижалях, она не спустилась со ступени на ступень, так, как это происходит в поступенном нисхождении миров до этого материального мира. Ведь этот мир подвержен [ограничениям, происходящим] при облечении в материальную природу, а скрижали сделаны из камня, начертанное же на них есть Б-жественное начертание[2], и оно выше природы этого материального мира, получающего влияние от отражения Шхины, пребывающей в чертоге Святая святых мира Асия, от которого проистекает свет и жизненная сила ко [всему] миру Асия, частью которого является этот мир.

Но высшая мудрость мира Ацилут, вея в целом Тора, содержащаяся в Десяти заповедях, облеклась только в сфирот Малхут миров Ацилут и Бриа, и только они [эти сфирот] едины со светом Эйн Софа, который в них. И они называются Шхина, пребывавшая в Святая святых Первого Храма через облечение ее в Десять заповедей, высеченных чудесным образом, действием Б-га живого[3], на скрижалях, находившихся в ковчеге (и это — Мир сокровения, гнездящийся в мире Бриа, как известно сведущим в тайном).

О Втором Храме, в котором не было ковчега и скрижалей[4], сказали наши мудрецы, благословенна их память, что в нем не пребывала Шхина, то есть та ступень Шхины, которая пребывала в Первом Храме не через поступенное нисхождение миров. Но во Втором Храме она пребывала через поступенное нисхождение и облечение Малхут мира Ацилут в Малхут мира Бриа, а [Малхут] мира Бриа в Малхут мира Йецира, а [Малхут] мира Йецира в чертог Святая святых мира Асия, а Святая святых мира Асия облеклась в Святая святых Храма внизу, и в нем пребывала Шхина, Малхут мира Йецира, облеченная в Святая святых мира Асия. И потому никто не имел права туда входить, кроме первосвященника в Йом-Кипур. И со времени разрушения Храма нет у Всевышнего в мире Его ничего, кроме четырех локтей Закона[5]. И даже если один человек сидит и изучает Тору, Шхина с ним, как сказано в трактате Брахот, раздел I[6]. Это значит — Шхина с ним [в той мере, в какой она спускается через] поступенное нисхождение и облечение Малхут мира Ацилут в Малхут мира Бриа, и Йецира, и Асия. Ибо 613 заповедей Торы в большинстве своем связаны с действием, даже те, которые зависят от речи и мысли, как изучение Торы, застольная молитва, чтение «Шма» и молитва «Шмонэ эсрэ». И есть правило, говорящее, что «слово не подобно мысли», и человек не исполняет своей обязанности только помышлением и проникновением в смысл, пока не произнесет [слова] устами. А другое правило гласит: «Слово подобно действию».

613 заповедей Торы вместе с семью заповедями, установленными мудрецами, составляют то же число, что и буквы слова кетер[7] [Венец], который — высшее желание Его, благословен Он, облеченное в мудрость Его[8], благословенного, и они совершенным единством едины со светом Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он. «Всевышний мудростью землю основал»[9] — это Устная Тора [Талмуд], происходящая от Хохма Илаа [высшей мудрости], как сказано в книге «Зогар»: «Отец основал Дочь»[10].

И сказал об этом янука: «Высший свет, который зажигается над головой его, то есть Шхина, нуждается в масле»[11] — в том, чтобы облечься в категорию мудрости [Хохма], называемую «священным маслом помазания»[12], как сказано в книге «Зогар»: «Это — добрые дела», то есть 613 заповедей, проистекающие от мудрости Его, благословенного. Благодаря им свет Шхины охватывает фитиль, витальную душу, находящуюся в теле и в порядке сравнения называемую фитилем. Ибо так же, как в материальной свече свет светит вследствне уничтожения и сжигания фитиля, обращающегося в огонь, так и свет Шхины покоится на Б-жественной душе вследствие обращения в ничто животной души и ее преобразования из тьмы в свет и из горечи в сладость у праведников, или хотя бы вследствие обращения в ничто одеяний ее, мысли, речи и действия и их превращения из тьмы «клипот» в свет Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, облеченного в мысль, речь и действие заповедей Торы и единого с ними — у средних. Ибо вследствие обращения животной души, происходящей от «клипат нога», из тьмы в свет и т. д. происходит вознесение женских вод[13], дабы привлечь книзу свет Шхины, а она — раскрытие света Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, в Б-жественной душе, которая в мозгу, в голове человека. И в связи с этим очень понятны слова Торы: «Ибо Всевышний, Б-г твой — огонь пожирающий Он»[14]. И как о том говорится в другом месте[15].

Завершена часть первая, с Б-жьей помощью, да будет Он благословляем и превозносим.

Примечания к главе пятьдесят третьей

[1] Чертог — крайняя внешняя сущность по отношению к сфире, подобно тому, как дом или — еще более — мир есть крайняя внешняя сущность по отношению к человеку. Святая святых на каждой ступени — это чертог интеллектуальных категорий Хабад.

[2] Шмот, 32:16.

[3] Под этом выражением во внутреннем смысле Торы всегда имеется в виду сфира Бина, она же — Мир сокровения. Сфира Бина мира Ацилут на более нижних уровнях проявляется в мире Бриа. Ниже этого мира проявляется влияние других сфирот мира Ацилут, нижних по отношению к сфире Бина.

[4] Йома, 21b.

[5] Брахот, 8а. Четыре локтя — обозначение места, так как тело человека занимает пространство в четыре квадратных локтя. Шхина прежде пребывала в Храме, теперь она пребывает там, где находится человек, изучающий Тору.

[6] Брахот, 6а.

[7] «Каф»=20, «тав»=400, «рейш»=200, всего 620, как и число заповедей (613+7).

[8] Желание выше разума, оно как бы окружает его сверху. Отсюда его название — Венец.

[9] Мишлей, 3:19.

[10] Отец — Хохма, Дочь — Малхут, т. е. Устная Тора.

[11] Зогар, часть 3, стр. 187а. Ср. Тания, часть 1, гл. 35 и 51.

[12] Шмот, 30:31.

[13] См. Тания, часть 1, конец гл. 10.

[14] Дварим, 4:24.

[15] Ликутей Тора, Шлах, 40б, Ръэ, 34в, гаазину, 78г и др.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза