Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все сжатия — для сотворения тела человека и покорения зла, чтобы после того, как человек возвысит обе свои души и их одеяния и все силы тела, проявилось преимущество света над тьмой. Так же как Всевышний для нас как бы отодвинул Свой свет и скрыл его в бесчисленных сжатиях, так и человеку следует оставить ради Него душу свою и тело и все, что ему дорого. Смысл молитвы «Шма».

Хотя в деталях категории сокровения и утаения света Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, при поступенном нисхождении миров, пока не был сотворен этот материальный мир, есть неимоверное количество разных видов, как известно вкушающим от Древа жизни[1]. Однако в общем есть три вида сильных общих ограничений для трех видов общих миров, а в каждом общем из них [миров] есть несметное количество частностей. И это — три мира: Бриа, Йецира, Асия. Ибо мир Ацилут — сама Б-жественность. И для сотворения мира Бриа, то есть души и высших ангелов, которые служат Всевышнему в категории Хабад, в них облекающейся, и от нее постигают и принимают, сначала было огромное ограничение, как о том говорилось

выше. Также и от мира Бриа к миру Йецира. Ибо очень и очень небольшой свет, облекающийся в мире Бриа, все же бесконечен по отношению к миру Йецира, и в мире Йецира он может облечься лишь через сжатие и утаение, а также и от Йецира к Асия (в другом месте приведено подробное объяснение этих трех сжатий, дабы это стало более понятным нашему слабому разуму). Цель же всех сжатий — сотворение материального человеческого тела и покорение стороны «ситра ахра», дабы проявилось преимущество света над тьмой, когда человек единственно ко Всевышнему возносит свою Б-жественную и витальную душу, и ее одеяния, и все силы тела, как о том подробно говорилось выше[2]. Ибо в том цель поступенного нисхождения миров.

И «как в воде — лицо к лицу», так же, как Всевышний как бы отодвинул и удалил в одну сторону, если говорить, пользуясь сравнением, Свой великий беспредельный свет и скрыл и утаил его в трех видах разных сжатий — все это из любви к нижнему человеку, для того, чтобы возвысить его ко Всевышнему, ибо «любовь побуждает плоть», тем более и тем более, вне всякого сравнения, человеку также подобает оставить и покинуть все, что у него есть, от души и до тела, и всем пренебречь, дабы стать приверженным к Нему, благословенному, приверженностью, страстью и желанием, и ничто не должно этому препятствовать, ни изнутри, ни извне, ни тело, ни душа, ни имущество и ни жена и дети.

И в связи с этим понятно основание и смысл установления мудрецов, предписавших произносить благословения при чтении «Шма», два до него и т. д.[3]. Казалось бы, они совершенно не имеют со «Шма» ничего общего, как замечают раби Шломо Адрет и остальные кодификаторы. Почему же они названы благословениями «Шма» и почему постановлено читать их именно перед «Шма»? Но основное назначение «Шма» — исполнить написанное: «…всем сердцем твоим» — «Обоими твоими влечениями и т. д.»[4], то есть устоять против всего, что препятствует любви ко Всевышнему. А «сердце твое» — это жена и дети, так как сердце человека по природе своей привязано к ним, как истолковали наши мудрецы, благословенна их память, слова: «Он сказал, и свершилось»[5] — это жена, «Он повелел, и стало» — это дети[6], а «душа твоя и имущество твое» — буквально то, что необходимо для жизни и пропитания, — все нужно забросить ради любви ко Всевышнему.

Но как достигнет человек из плоти такого свойства? Для этого сначала постановили читать [благословение] «Йоцер ор». А там сказано и повторно подробно говорится об ангелах, стоящих в вершине мира, и о порядке их служения, чтобы показать величие Всевышнего, то, как все они отвергают самих себя перед светом Его, благословенного, и произносят в трепете и т. д., и святят и т. д., и говорят в трепете: «Свят[7] и т. д.»[8]. То есть — что Он отделен от них и не облекается в них явно, но «слава Его наполняет всю землю», и это Собрание Израиля наверху[9] и народ Израиля внизу, как о том говорилось выше. А также и «офаним и хайот гакодеш[10] с великим шумом… Благословенна слава Всевышнего из места Его»[11], ибо они не знают и не постигают места Его, и как сказано: «Ибо только Он высок и свят»[12].

А затем следует второе благословение: «Вечной любовью Ты нас возлюбил, Б-г, Всевышний наш». То есть Он оставил все верхнее воинство святых [ангелов] и поместил Свою Шхину у нас, дабы она называлась нашим Б-гом, как [сказано]: «Б-г Аврагама и т. д.», как о том говорилось выше. А именно — так как «любовь побуждает плоть», и потому она названа вечной любовью, и это — категория ограничения беспредельного света Его, благословенного, дабы Он облекся категорией ограничения, называемой олам [«мир», или «вечный»], ради любви народа Его, Израиля, дабы привлечь евреев к Нему, дабы были они включены в единственность и единство Его, благословенного. И об этом сказано: «Великим и превосходящим меру сочувствием»[13] — больше, чем близость к Б-гу, ко всему верхнему воинству, [и далее]: «…и нас Ты избрал из всякого народа и языка» — это вещественное тело, по своей вещественности подобное телам неевреев, «…и приблизил нас… дабы мы благодарили и т. д.» — объяснение благодарения будет приведено в другом месте — «…и провозглашали Твое единство»[14], дабы включиться в единство Его, благословенного, как о том говорилось выше.

И вот, когда разумеющий вникнет в эти слова глубиною сердца и ума, тогда сама собой, «как в воде — лицо к лицу», разгорится душа его и облечется духом великодушным[15], дабы добровольно пойти на то, и оставить и покинуть все, что этому препятствует, и стать приверженным лишь Ему, благословенному, и включиться в свет Его приверженностью, страстью и т. д., категорией поцелуев и единением духа с духом, как о том говорилось выше.

А как происходит единение духа с духом, о том сказано: «И да будут эти слова… на сердце твоем, и говори о них и т. д.»[16], как написано в книге «Эц хаим», что единение категорий поцелуев — в основном единство Хабад с Хабад, и это — углубленное изучение Торы, а уста — это исход духа и его явное раскрытие, а именно — категория речи при изучении Торы. Ибо «исходящим из уст Всевышнего живет человек»[17]. И во всяком случае обязанность изучать Тору не исполняется одной лишь мыслью и углубленным изучением, пока человек не произнесет [изучаемое] устами, дабы привлечь книзу свет Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, до витальной души, местящейся в крови человека, образующейся из неживого, растительного и животного, дабы все возвысить ко Всевышнему вместе со всем миром и [все] включить в единство и свет Его, благословенного, и он осветит землю и живущих на ней категорией явного раскрытия: «И откроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть и т. д.»[18], ибо в том цель поступенного нисхождения всех миров, дабы слава Всевышнего наполнила всю эту землю именно явным раскрытием, дабы тьма обратилась в свет, а горечь — в сладость, как о том подробно говорилось выше[19]. И в этом цель и смысл служения человека — привлечь книзу свет Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, и только сначала [для этого] необходимо вознесение «женских вод»[20] — отдать душу и все, что имеешь, как о том говорилось выше.

К главе сорок девятой

[1] Изучающим Кабалу.

[2] В гл. 35—47.

[3] Мишна, Брахот, 1:4.

[4] Брахот, 54а. Влечением к добру и влечением ко злу. Последним также можно служить Всевышнему, отвергая зло. «Всем сердцем» в оригинале — левавха, с двумя буквами «бейт», и эти две буквы «бейт» указывают на то, что речь идет о двух категориях, связанных с сердцем, то есть два влечения, как это истолковывают наши мудрецы.

[5] Тегилим 33, 9.

[6] Шабат, 152а.

[7] Йешаягу, 6:3.

[8] Из утренних молитв.

[9] Сфира Малхут в мире Ацилут.

[10] Различные ступени ангелов. Ангелы высшей ступени, срафим, обладают постижением более высокого порядка, поэтому они восхваляют Всевышнего, Который выше того, чтобы иметь отношение к сотворенным, и говорят: «Свят» — отделен и бесконечно возвышен. Офаним этого не постигают, поэтому их восхваление не интеллектуально, а эмоционально, и, так как эмоции более сильно ощутимы, чем интеллектуальное восприятие, об их восхвалении сказано: «с великим шумом».

[11] Йехезкель, 3:12.

[12] Из молитв.

[13] Из молитв.

[14] Из молитв.

[15] Величайшей самоотверженностью.

[16] Первый отрывок молитвы «Шма» (Дварим, 6:4—9).

[17] Дварим, 8:3.

[18] Йешаягу, 40:5.

[19] В гл. 36 и 37.

[20] См. конец гл. 10.


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"