Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еще один легкий путь. Сравнение с королем, возвысившим самого презренного из людей, находившегося среди нечистот. Так Всевышний вывел нас из Египта и приблизил к Себе, даровав Тору.

И есть прямой путь, лежащий перед человеком, [путь], доступный всем, и «это очень близко» [и доступно] — пробудить и засветить свет любви, укорененный и скрытый в сердце его, дабы она светила всей силой света своего, как огонь, ощутимо пылающий в его сердце и мозгу, дабы он отдал душу свою Всевышнему, и тело, и все, что имеет, всем сердцем, и всей душой, и силой из глубины сердца самым истинным образом, а особенно во время чтения «Шма» и соответствующих ему благословений, как это будет объяснено. И это [возможно тогда], когда человек примет во внимание написанное: «Как в воде лицо — против лица, так сердце человека — к человеку»[1]. И это означает, что [когда] человек показывает воде образ и форму лица своего, там, в воде, появляется та же самая форма; то же происходит с сердцем человека, верного другому в своей любви. Эта любовь также пробуждает любовь к нему в сердце друга, и они становятся друг другу верными, любящими, особенно тогда, когда человек видит любовь друга по отношению к себе.

Такова природа, свойственная всем людям, даже если они равного достоинства, а во много раз более, если великий и возвышенный царь выражает свою великую и сильную любовь к человеку простому, презренному, стоящему ниже [всех] людей, ничтожному, пребывающему в отбросах, — и нисходит к нему с высот славы своей вместе со всеми своими министрами, и поднимает его, и выводит из грязи, и вводит в свой дворец, царский дворец, в самые внутренние покои, туда, куда ни один раб и ни один министр не вхожи, и там он с ним наедине, в истинном единении, близости, объятиях, поцелуях и единении духа с духом всем сердцем и душой — [у него] тем более сама собой пробудится удвоенная и учетверенная любовь в сердце этого простого, ниже всех стоящего человека к душе царя подлинной душевной привязанностью из сердца и души, из бесконечных глубин сердца. И даже если сердце его из камня, растопится оно и станет водой, и, как вода, изольется душа его в совершенном истечении души в любви к царю.

И точно так же, как все описанное, точно так же, как этот образ, и намного и неизмеримо более, сделал для нас наш Б-г, ибо величие Его неизмеримо, и Он наполняет все миры и окружает все миры, и известно из святой книги «Зогар» и из учения раби Ицхака Лурии, благословенна его память, как много есть чертогов и миров до бесконечности, и в каждом мире и чертоге десятки десятков тысяч ангелов до бесконечности, и как сказано в Гмаре: «Написано: “Есть ли число полкам Его?”[2]. Написано также: “Тысячи тысяч служат Ему и десятки десятков тысяч пред Ним”[3]. [Это противоречие] объясняют следующим образом: тысячи тысяч — число одного полка, но полкам Его нет числа»[4]. И все пред Ним как бы совершенно не существует, совершенно подобно несуществованию одного слова по отношению к сути говорящей души и сущности ее в то время, когда речь ее еще в ее мысли или в желании и в устремлении сердца, как о том подробно говорилось выше[5].

И все спрашивают: «Где место славы Его?». И отвечают: «Полна вся земля славы Его»[6], и это — Его народ Израиль. Ибо оставил Всевышний верхних и нижних и никого из них не избрал, но лишь народ Свой Израиль. И вывел его из Египта, «срамного места»[7]земли, места грязи и нечистоты, «не через посланца и не и т. д., но Сам Всевышний в славе Своей нисшел туда»[8], как сказано: «И спустился, чтобы избавить его и т. д.»[9], чтобы приблизить их [евреев] к Себе истинной близостью и единением, подлинной привязанностью души, категорией поцелуев из уст в уста, речи с речью Всевышнего, и это — Галаха, и единением духа с духом, и это — постижение Торы и познание воли и мудрости Его, ибо все это совершенно едино, а также и категорией объятий, и это — исполнение заповедей, связанных с действием, двумястами сорока восемью органами тела, ибо 248 велений — 248 органов тела Царя, как объяснялось выше[10]. Все они в общем подразделяются на три категории: правая, левая и средняя, и это Хесед (доброта), Дин (суд) и Рахамим (милосердие), две руки и тело и т. д.[11].

И таков смысл [слов, содержащихся во многих благословениях]: «…Который освятил нас Своими заповедями» — как человек, освящающий женщину[12], дабы была она соединена с ним совершенным единением, как сказано: «И прилепится к жене своей, и станут единой плотью»[13]. Точно так же и безмерно более того [совершенно] единение Б-жественной души, занимающейся изучением Торы и исполнением заповедей, и витальной души и их одеяний, как говорилось выше, со светом — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он.

И потому Шломо, мир ему, сравнил в [книге] Шир гаширим это единение с единением жениха и невесты, с привязанностью, жаждой, желанием, объятиями и поцелуями. В этом смысле говорится: «…Который освятил нас Своими заповедями», ибо [с помощью заповедей] Он поднял нас к уровню кодеш гаэлъон [высшей святости], благословен Он, и это — Кдуша [святость] Самого Всевышнего в славе Его, а смысл слова кдуша — «отделенность», Всевышний отделен от миров, и это — категория «окружающий все миры», которая не может в них облечься. Ибо с единением души и ее включением в свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, душа находится в достоинстве и на ступени святости [отделенности] Эйн Софа, благословен Он, самым реальным образом, так как она соединяется с Ним и включается в Него, благословенного, и они [душа и Всевышний] становятся совершенно едины. И таков смысл слов: «И будьте Мне святы, ибо свят Я, Всевышний, и Я отделю вас от народов, дабы вы принадлежали Мне»[14]. И Он говорит: «И исполняйте все Мои заповеди и будьте святы Б-гу вашему, Я — Всевышний, Б-г ваш, и т. д.»[15]. И это означает, что через исполнение заповедей Я — ваш Б-г, как «Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и т. д.» — ведь так говорится потому, что праотцы были колесницей Ему, благословенному, и как бы не существовали и были включены в свет Его.

Так и все души евреев в то время, когда они заняты изучением Торы и исполнением заповедей. И потому наши мудрецы, благословенна их память, обязали вставать и стоять перед каждым человеком, занятым исполнением заповеди, даже если он невежда и простой человек[16], и это потому, что Всевышний пребывает и облекается в душу его в то время, и только душа его этого не ощущает из-за завесы вещественной материи, которая не очистилась и затемняет зрение души так, что она не видит Б-жественного, как [видели] праотцы и подобные им, «при жизни видевшие мир свой»[17].

И об этом сказал Асаф, [осененный] духом Б-жьим, [говоря] обо всей общине Израиля, находившейся в изгнании: «А я невежда и не знаю, скотами я был пред Тобой. А я всегда с Тобой»[18]. То есть: хотя я как скотина, когда я с Тобой, и не знаю и не ощущаю в душе моей этого единства так, чтобы сначала ее охватили страх и ужас, а потом великая любовь, полная наслаждения или подобная углям пылающим, как это свойственно праведникам, чье вещество очистилось, и как известно, что Даат[19] — это ощущение душой и заключены в нем Хесед и Гвура[20], и все же «я всегда с Тобой», ибо материя не препятствует единению души со светом — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, наполняющего все миры, и как сказано: «И тьма не скроет [меня] от Тебя»[21].

И в свете этого становится понятным, почему так строго запрещается работать в субботу и есть квасное в Песах и то, что это запрещение одинаково для всех, ибо даже в душе невежды и совершенно необразованного человека светит свет святости субботы и праздника и душа его осуждается на наказание «карет» и «скила»[22] за нарушение этой святости. И даже малейшая примесь квасного и — перенесение мукцэ[23] наносит ущерб святости, которая в душе его, так же как и святости, которая в душе праведника, ибо у всех нас одна Тора.

(Написано «скотами» во множественном числе, и это намек, указывающий на то, что пред Ним, благословенным, даже категория высшего знания [даат элъон], заключающая в себе Хесед и Гвура, подобна скотам и телесному действию по отношению к свету Эйн Софа, как сказано: «Ты всех их мудростью сделал»[24], и эта категория называется Бегейма раба [Великое животное], как об этом говорится в другом месте. И это — имя Бан[25], числовое значение которого равно числовому значению слова бегейма, которая перед миром Ацилут.)

К главе сорок шестой

[1] Мишлей, 27:19.

[2] Ийов, 25:3. То есть их бесчисленное множество.

[3] Даниэль, 7:10. Их этого стиха следует, что количество их ограничено.

[4] Хагига, 136.

[5] В гл. 20.

[6] Йешаягу, 6:3.

[7] Брейшит, 42:9.

[8] Из пасхальной Гагады.

[9] Шмот, 3:8.

[10] Гл. 23.

[11] Тикуней Зогар, тикун 1.

[12] Слово лекадеш («освящать») означает также «заключать брак».

[13] Брейшит, 2:24.

[14] Ваикра, 20:26.

[15] Бемидбар, 15:40,41.

[16] Кидушин, ЗЗа.

[17] Ср. гл. 14.

[18] Тегилим 73, 22, 23. Этот стих объясняется также в гл. 18.

[19] В Тегилим 73, 22 сказано: «И не знаю (вело эда)». Из этого ясно, что речь идет о категории Даат.

[20] То есть любовь и страх. Ср. конец гл. 3.

[21] Тегилим 139, 12.

[22] Преждевременная смерть и убиение камнями.

[23] Все предметы, которыми нельзя пользоваться в субботу. К ним запрещается даже прикасаться.

[24] Тегилим 104, 24.

[25] При написании названий букв имени Гавайе [«йод»-«гей»-«вав»-«гей»] есть несколько возможностей: «йод»-«вав»-«далет» (название буквы «йод») — «гей»-«алеф» (название буквы «гей») — «вав»-«алеф»-«вав» (название буквы «вав»). — «гей»-«алеф» (название буквы «гей») или «йод»-«вав»-«далет» (название буквы «йод») — «гей»-«гей» (название буквы «гей») — «вав»-«вав» (название буквы «вав») — «гей»-«гей» (название буквы «гей») и т. д. Имя Бан получается при втором из приведенных написаний. Числовое значение всех букв этого имени — 52:20 (10+6+4) + 10 (5+5) + 12 (6+6) + 10 (5+5), или, если записать его еврейскими буквами, — «бейт» (2) — «нун» (50) — Бан.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»