Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если человек изучает Тору не ради нее самой, она совсем не поднимается к сфирот мира Йецира или даже мира Асия. Но если изучение имело иную цель, оно остается совсем внизу, в мире «клипот». Страх и любовь — крылья, поднимающие ввысь.

Но пока человек не принялся снова изучать то же самое ради самой Торы, его изучение не поднимается даже к десяти сфирот, светящих в мире Йецира и Асия, ибо сфирот — Б-жественные категории, и в них облекается и с ними соединяется свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, на самом деле, и без страха и любви изучение Торы не может подняться и предстать пред Всевышним, как сказано в книге «Тикуней Зогар», но изученное им поднимается к чертогам и отделениям, представляющим собою внешнюю сторону тех миров, в которых находятся ангелы. И потому раби Хаим Виталь, благословенной памяти, пишет во «Вратах пророчества», раздел 2, что из изучения Торы без надлежащей мотивации сотворяются ангелы в мире Йецира, а из заповедей, исполненных без проникновения в их смысл, сотворяются ангелы в мире Асия, — а все ангелы обладают субстанцией и формой[1]. Но изучение Торы полностью не ради нее самой, как, например, если человек желает таким образом стать ученым и тому подобное, совсем не поднимается кверху, даже к чертогам и отделениям ангелов стороны Кдуша, оно остается внизу, в этом телесном мире, являющемся отделением «клипот»*.

* Примечание.

Как сказано в книге «Зогap» часть 3, стр. 316 и 1216, смотри там: «Такое слово поднимается и пробивает небосводы… и пробуждает то, что должно быть пробуждено: и если это благо, то благо и т. д.». А также на стр. 105а: «Из каждого слова Торы образуется голос и поднимается и т. д.», и на стр. 168b: «Голоса Торы и молитвы пробивают небосводы и т. д.».

И как в книге «3oгap» объясняется стих «Какая польза человеку от всех его трудов, что он трудится под солнцем?»[2], ведь даже труд изучения Торы, если он выполняет его ради самовозвышения и т. д. И о том сказано: «Блажен тот, кто пришел сюда, и в руках его то, что он изучил»[3], это значит, что изучение его не осталось в этом мире.

И хотя Тора и Всевышний совершенно едины, ибо Он и Его желание — одно, и Всевышний наполняет все миры в одинаковой степени, все же достоинство миров не однозначно и различия [между ними] связаны с принимающими влияние двояко: во-первых, верхние получают гораздо и бесконечно большее отражение [света], чем нижние, а во-вторых, верхние получают его без столь многих одеяний и заслонов, как это [происходит] у нижних. И в том, что этот мир нижний, два аспекта: отражение в нем предельно сжато, и потому он материален и веществен, и даже это [отражение достигает его] через столь многие одеяния и заслоны, что оно облеклось в «клипат нога», чтобы оживлять все чистое в этом мире, в том числе и витальную говорящую душу человека. И потому, когда человек произносит слова Торы и молитвы без надлежащей мотивации, все же это святые буквы, и «клипат нога» в ви-тальной душе совершенно не представляет собой разъединяющего заслона, который бы скрыл и заслонил святость Его, благословенного, в них облеченную, как она скрывает и заслоняет Его, благословенного, святость в витальной душе тогда, когда он произносит пустое, или же [так, как она заслоняет ее] в витальной душе иных чистых живых существ. Ибо, хотя нет места, свободного от Него, все же Он — тайна тайн, Он называется «Б-г скрывающийся»[4]. Точно так же и отражение и распространение жизненной силы от Него, благословенного, скрывается во многих и сильных одеяниях и заслонах, так что [в конце концов] оно облекается и скрывается в одеянии «нога». Иное — святые буквы слов Торы и молитвы. Здесь, напротив, «клипат нога» обращается в добро и включается в эту святость, как говорилось выше[5]. И все же отражение святости Его, благословенного, находится в них в состоянии предельного сжатия, так как голос и речь материальны.

Но при сосредоточенной молитве и при изучении Торы с надлежащей мотивацией, ради нее самой, проникновение в их смысл облекается в буквы речи, ибо это проникновение в их источник и корень, ибо из-за него и по его причине человек произносит эти буквы. Потому проникновение в смысл возносит их [буквы молитвы и Торы] к их месту в десяти сфирот мира Йецира или мира Бриа в соответствии с тем, является ли это проникновение интеллектуальными или естественными страхом и любовью и т. д., как говорилось выше, а там светит и раскрывается свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, то есть высшее желание Его, благословен Он, облеченное в буквы Торы, которую человек изучает, и в их мотивацию, или в молитву и в ее внутренний смысл, или в заповедь и в ее смысл бесконечно великим отражением, каким оно совсем не могло светить и раскрыться, пока эти буквы и заповедь находятся в этом материальном мире, ни в малейшей степени, до скончания времен, когда этот мир будет вознесен из своей вещественности и раскроется слава Всевышнего и т. п., как о том уже подробно говорилось*.

* Примечание.

А там также светит и раскрывается высшее единство, образующееся через каждое исполнение заповеди и изучение Торы, и это — единство атрибутов Его, благословенного, которые включаются друг в друга, и категории Суда смягчаются категориями милосердия в силу того, что это время благорасположения Эйн Софа, благословен Он, который светит и раскрывается категорией явного раскрытия, великого и сильного, при пробуждении снизу, то есть при исполнении заповедей или при изучении Торы, в которых облечено высшее желание Эйн Софа, благословен Он. Но в основном это единство высоко-высоко в мире Ацилут, — там суть и сущность атрибутов Его, благословенного, едина с Эманирующим их, Эйн Софом, благословен Он, и только их отражение светит в мирах Бриа, Йецира, Асия, в каждом из них в соответствии с его достоинством. И хотя душа человека, занимающегося этой Торой и заповедью, не из мира Ацилут, все же высшее желание облечено в эту заповедь, оно же и есть сама Галаха и Тора, которую [этот человек] изучает, и это — Б-жественность и свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], Эмалирующего, благословен Он, ибо Он и Его желание — одно, и по Своему благословенному желанию Он эманировал Свои атрибуты, единые с Ним, благословенным, и через раскрытие Его желания, раскрывающегося через занятие этой Торой и заповедью, они включаются друг в друга, и категории Суда смягчаются категориями милосердия во время этого благорасположения.

В свете этого совершенно понятно то, что страх и любовь иносказательно называются крыльями, как сказано: «двумя летает»[6] и как писал раби Хаим Виталь, благословенной памяти, во «Вратах единений», раздел 11. Ибо крылья птицы — руки человека и т. д. И в книге «Тикуней Зогар» объясняется, что те, кто занимается Торой и заповедями в страхе и любви, называются сыновьями, а без страха и любви — птенцами, так как они не могут летать*.

* Примечание.

И в книге «Тикуней Зогар», гл. 45, объясняется: птица — Метатрон[7], его голова — буква «йод» [имени Гавайе], тело — «вав», а две конечности — две буквы «гей» и т. д. То есть это мир Йецира, называемый Метатрон, а в нем находятся «тела» галахот. Его голова — мозг, категории Хабад, и это внутренний смысл галахот, их тайны и обоснования. А две конечности: страх и любовь — верхняя буква «гей», с которой соотносится любовь, и нижняя буква «гей» — нижний страх, бремя Царства Небесного, а трепет пред Всевышним — как, например, трепет перед королем, — внешний явный страх. Иное — верхний страх, страх стыда, он исходит от скрытых истин, принадлежащих [только] Б-гу Всевышнему нашему, и Он — в высшей мудрости, буква «йод» имени Гавайе, благословен Он, как о том говорится в «Раая мегеймана».

Ибо так же, как крылья птицы для нее не основное, ее жизнь от них совсем не зависит, как мы и учим [в законах о трефном]: «оторваны крылья — кашерна»[8]. И основное [у птицы] голова и все тело, а крылья только служат голове и телу для того, чтобы с их помощью летать. Подобно этому и Тора и заповеди — основа высшего единения через раскрытие высшего желания, с их помощью раскрывающегося. А страх и любовь их поднимают туда, где раскрывается желание света — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, и единение, то есть к миру Йецира и миру Бриа*.

* Примечание.

Или даже к миру Асия в десяти сфирот стороны Кдуша, вместо заповедей, связанных с действием. И это при изучении Письменной Торы, но при изучении Мишны раскрывается единство и свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, в мире Йецира, а при изучении Талмуда — в мире Бриа. А именно: при изучении Письменной Торы единство и свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, распространяется от мира Ацилут до мира Асия, а при изучении Мишны — только до мира Йецира, а при изучении Талмуда — только до мира Бриа. Ибо все они в мире Ацилут. Но при изучении Кабалы нет совершенно распространения от мира Ацилут к мирам Бриа, Йецира, Асия, как это объясняется в книге «При эц хаим».

И хотя страх и любовь входят в число 613 заповедей, все же они называются крыльями, так как цель любви — служение из любви. А любовь без служения — это любовь наслаждения[9], когда человек наслаждается Всевышним подобно [наслаждению] в мире грядущем и [при будущем] вознаграждении, как написано: «Сегодня исполнить их, а завтра — получить за них вознаграждение»[10]. И тот, кто не достиг того, чтобы в какой-то степени вкусить [блаженство] мира грядущего, и душа его все еще желает и жаждет Всевышнего и умирает [от жажды] к Нему весь день, и он не [может] утолить свою жажду водами Торы, которые перед ним, такой человек подобен стоящему у реки и восклицающему: «Воды, воды попить!», как жалуется о таких людях пророк: «О! Всякий жаждущий, идите к воде»[11]. Ибо, если рассматривать буквальный смысл, непонятно: если кто-то [полон] жажды и желает изучать Тору, выход [для него] простой — пусть учит, как он того и желает, но если так, отчего же пророк укоряет его: «О!..», и как о том подробно говорится в другом месте.

К главе сороковой

[1] То есть они далеки от Всевышнего.

[2] Когелет, 1:3.

[3] Псахим, 50а.

[4] Йешаягу, 45:12.

[5] В гл. 35 и 37. Ср. также конец гл. 53.

[6] Йешаягу, 6:2.

[7] Высший ангел.

[8] Хулин, 56б.

[9] См. гл. 9 и 14.

[10] Эйрувин, 22а.

[11] Йешаягу, 55:1.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.