Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цель сотворения мира - создание Ему, благословенному, жилища в нижних творениях. От покорения стороны ситра ахара возникает радость наверху. Завершение цели сотворения мира будет достигнуто с приходом Машиаха.

Известно сказанное нашими мудрецами, благословенна их память, что цель сотворения мира в том, что возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних[1]. Но ведь у Него, благословенного, нет верха и низа, ибо Он, благословенный, в одинаковой мере наполняет все миры. И объясняется это следующим образом. До сотворения мира был только Он, благословенный, единый и единственный, наполняющий все то пространство, в котором создан мир. И теперь это. так же по отношению к Нему, благословенному. Изменение[2]есть только [в представлении] принимающих Его жизнетворность и свет Его, благословенного, который они получают через многие одеяния, прикрывающие свет Его, благословенного, как написано: «Ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых»[3]. И как объяснили наши мудрецы, благословенной памяти: даже ангелы, называемые хайот, не могут Его видеть и т. д.[4]. И это — поступенное нисхождение миров и спуск их от ступени к ступени через множество одеяний, скрывающих свет и жизнетворность, которое [исходят] от Него, благословенного, до тех пор, пока не становится сотворен в действительности этот совершенно материальный и вещественный мир, и он — нижняя ступень, ниже которой нет в отношении утаения света Его, благословенного, [он] — тьма двойная и удвоенная до такой степени, что он полон «клипот» и «ситра ахра», которые прямо против Всевышнего, как некто говорящий: «Я и более ничто»[5].

Но цель поступенного нисхождения [высших] миров и их спуска от ступени к ступени не в них самих, ибо для них это нисхождение [удаление] от света лика Его, благословенного, цель — в этом самом нижнем мире. Таково было желание Его, благословенного, ибо для Него, благословенного, удовольствие, когда покоряется «ситра ахра» и тьма обращается в свет, так что свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, светит там, где была тьма и «ситра ахра», во всем этом мире, с особенной ясностью и силой, [гораздо более], чем отражение его в высших мирах, где он светит через одеяния и в утаении внутреннего, в результате чего скрывается и утаивается свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, дабы миры не потеряли своего существования.

И с этой целью даровал Всевышний евреям Тору, которая называется «мощь и сила», и как сказали наши мудрецы[6], что Всевышний дает силу праведникам, чтобы они получили свое вознаграждение в мире грядущем и не лишились существования совершенно в свете Всевышнего, который раскроется в будущем явно, без всякого одеяния, как сказано: «И не прикроется более крылами Поучающий тебя» (это значит, что Он не скроется от тебя за крылом и одеянием), «и глаза твои узрят Поучающего тебя»[7]. И сказано: «Ибо воочию узрят и т. д.»[8]. И сказано: «Не будет тебе более солнце светом дня… ибо Всевышний будет тебе вечным светом и т. д.»[9].

А известно, что время Машиаха, а особенно то время, когда оживут умершие», есть цель и совершенство сотворения этого мира, ибо для этого он сотворен с самого начала*.

* Примечание.

А вознаграждение будет в основном в седьмом тысячелетии, как написано в книге «Ликутей Тора» раби Ицхака Лурии, благословенна его память.

И было уже в какой-то мере подобное на земле при даровании Торы, как сказано: «Тебе было явлено, дабы ты знал, что Всевышний есть Б-г, нет более, кроме Него»[10]. «Явлено» в полном смысле, чувственным образом зримо, как сказано: «И весь народ видит голоса»[11] — видит то, что обычно слышат[12], и наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили это: «Смотрят на восток и слышат, как исходит Речение: “Я… и т. д.”». И так во всех четырех сторонах света, и наверху, и внизу, и как сказано в книге «Тикуней Зогар»: «Не было места; откуда бы Он не говорил с ними и т. д.». А именно — так как желание Его, благословенного, было раскрыто в Десяти заповедях, являющихся обобщением всей Торы, и это — внутренняя часть желания Его, благословенного, и мудрости Его, где совершенно нет утаения внутреннего, как сказано: «Ибо в свете лика[13] Твоего Ты дал нам Тору жизни»[14]. Потому евреи [во время принятия Торы] совершенно не имели [отдельного] существования, как сказали наши мудрецы, что «при каждом Речении улетала их душа… но Всевышний возвращал ее им росою, которой Он в будущем совершит воскрешение мертвых»[15], и это — роса Торы, которая называется «мощь», как сказали наши мудрецы: «Всякого, кто занимается изучением Торы, роса Торы оживляет и т. д.»[16]. И только в дальнейшем грех привел к огрубению их и [всего] мира, и это будет продолжаться до скончания времен — тогда будет очищена материальная сторона тела и мира, и они смогут принять явный свет Всевышнего, который будет светить евреям через Тору, называемую «мощь», и от преобладания отражения [этого света, светящего] евреям, будет светить также и тьма народов мира, как сказано: «И пойдут народы в свете Твоем и т. д.»[17], а также: «И раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вместе и т. д.»[18], а также: «Дабы войти в ущелья гор и в расселины скал из страха пред Всевышним и от сияния величия Его и т. д.»[19]. И как мы говорим в молитве: «И явись в сиянии величия Твоего всем населяющим Вселенную, землю Твою»[20].

Примечания к главе тридцать шестой

[1] Мидраш Танхума, Насо, 7:1.

[2] Впечатление, что после сотворения, кроме Б-га, существует еще нечто.

[3] Шмот, 33:20.

[4] Сифрей, конец главы Бегаалотха; Мидраш раба, Бемидбар, конец главы Насо.

[5] Йешаягу, 47:8—10; Цфанья, 2:15.

[6] Сангедрин, 1006.

[7] Йешаягу, 30:20.

[8] Йешаягу, 52:8.

[9] Йешаягу, 60:9.

[10] Дварим, 4:35.

[11] Шмот, 20:15.

[12] Мехильта к вышеприведенному стиху.

[13] Слово паним («лицо») означает также и «внутри», «внутреннее».

[14] Из молитв, конец молитвы «Амида».

[15] Шабат, 886.

[16] Ктубот, 1116.

[17] Йешаягу, 60:3.

[18] Йешаягу, 40:5.

[19] Йешаягу, 2:21.

[20] Из молитвы «Амида» в праздники Рош-гашана и Йом-Кипур.


Недельная глава Ваикра («И призвал») начинает описание видов жертвоприношений. Читать дальше

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

О смысле жертвы шламим

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Есть целый ряд ситуаций, при которых Тора обязывает приносить мирную жертву. Такое жертвоприношение помогает укрепиться в вере.

Совершая мицву, не делай ее за чужой счет. Ваикра

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваикра

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

В помощь изучающим Пятикнижие