Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кастрюля, за которую отвечают двое, не нагреется и не остынет.»Вавилонский Талмуд, Эрувин 3а
Цель сотворения мира - создание Ему, благословенному, жилища в нижних творениях. От покорения стороны ситра ахара возникает радость наверху. Завершение цели сотворения мира будет достигнуто с приходом Машиаха.

Известно сказанное нашими мудрецами, благословенна их память, что цель сотворения мира в том, что возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних[1]. Но ведь у Него, благословенного, нет верха и низа, ибо Он, благословенный, в одинаковой мере наполняет все миры. И объясняется это следующим образом. До сотворения мира был только Он, благословенный, единый и единственный, наполняющий все то пространство, в котором создан мир. И теперь это. так же по отношению к Нему, благословенному. Изменение[2]есть только [в представлении] принимающих Его жизнетворность и свет Его, благословенного, который они получают через многие одеяния, прикрывающие свет Его, благословенного, как написано: «Ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых»[3]. И как объяснили наши мудрецы, благословенной памяти: даже ангелы, называемые хайот, не могут Его видеть и т. д.[4]. И это — поступенное нисхождение миров и спуск их от ступени к ступени через множество одеяний, скрывающих свет и жизнетворность, которое [исходят] от Него, благословенного, до тех пор, пока не становится сотворен в действительности этот совершенно материальный и вещественный мир, и он — нижняя ступень, ниже которой нет в отношении утаения света Его, благословенного, [он] — тьма двойная и удвоенная до такой степени, что он полон «клипот» и «ситра ахра», которые прямо против Всевышнего, как некто говорящий: «Я и более ничто»[5].

Но цель поступенного нисхождения [высших] миров и их спуска от ступени к ступени не в них самих, ибо для них это нисхождение [удаление] от света лика Его, благословенного, цель — в этом самом нижнем мире. Таково было желание Его, благословенного, ибо для Него, благословенного, удовольствие, когда покоряется «ситра ахра» и тьма обращается в свет, так что свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, светит там, где была тьма и «ситра ахра», во всем этом мире, с особенной ясностью и силой, [гораздо более], чем отражение его в высших мирах, где он светит через одеяния и в утаении внутреннего, в результате чего скрывается и утаивается свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, дабы миры не потеряли своего существования.

И с этой целью даровал Всевышний евреям Тору, которая называется «мощь и сила», и как сказали наши мудрецы[6], что Всевышний дает силу праведникам, чтобы они получили свое вознаграждение в мире грядущем и не лишились существования совершенно в свете Всевышнего, который раскроется в будущем явно, без всякого одеяния, как сказано: «И не прикроется более крылами Поучающий тебя» (это значит, что Он не скроется от тебя за крылом и одеянием), «и глаза твои узрят Поучающего тебя»[7]. И сказано: «Ибо воочию узрят и т. д.»[8]. И сказано: «Не будет тебе более солнце светом дня… ибо Всевышний будет тебе вечным светом и т. д.»[9].

А известно, что время Машиаха, а особенно то время, когда оживут умершие», есть цель и совершенство сотворения этого мира, ибо для этого он сотворен с самого начала*.

* Примечание.

А вознаграждение будет в основном в седьмом тысячелетии, как написано в книге «Ликутей Тора» раби Ицхака Лурии, благословенна его память.

И было уже в какой-то мере подобное на земле при даровании Торы, как сказано: «Тебе было явлено, дабы ты знал, что Всевышний есть Б-г, нет более, кроме Него»[10]. «Явлено» в полном смысле, чувственным образом зримо, как сказано: «И весь народ видит голоса»[11] — видит то, что обычно слышат[12], и наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили это: «Смотрят на восток и слышат, как исходит Речение: “Я… и т. д.”». И так во всех четырех сторонах света, и наверху, и внизу, и как сказано в книге «Тикуней Зогар»: «Не было места; откуда бы Он не говорил с ними и т. д.». А именно — так как желание Его, благословенного, было раскрыто в Десяти заповедях, являющихся обобщением всей Торы, и это — внутренняя часть желания Его, благословенного, и мудрости Его, где совершенно нет утаения внутреннего, как сказано: «Ибо в свете лика[13] Твоего Ты дал нам Тору жизни»[14]. Потому евреи [во время принятия Торы] совершенно не имели [отдельного] существования, как сказали наши мудрецы, что «при каждом Речении улетала их душа… но Всевышний возвращал ее им росою, которой Он в будущем совершит воскрешение мертвых»[15], и это — роса Торы, которая называется «мощь», как сказали наши мудрецы: «Всякого, кто занимается изучением Торы, роса Торы оживляет и т. д.»[16]. И только в дальнейшем грех привел к огрубению их и [всего] мира, и это будет продолжаться до скончания времен — тогда будет очищена материальная сторона тела и мира, и они смогут принять явный свет Всевышнего, который будет светить евреям через Тору, называемую «мощь», и от преобладания отражения [этого света, светящего] евреям, будет светить также и тьма народов мира, как сказано: «И пойдут народы в свете Твоем и т. д.»[17], а также: «И раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вместе и т. д.»[18], а также: «Дабы войти в ущелья гор и в расселины скал из страха пред Всевышним и от сияния величия Его и т. д.»[19]. И как мы говорим в молитве: «И явись в сиянии величия Твоего всем населяющим Вселенную, землю Твою»[20].

Примечания к главе тридцать шестой

[1] Мидраш Танхума, Насо, 7:1.

[2] Впечатление, что после сотворения, кроме Б-га, существует еще нечто.

[3] Шмот, 33:20.

[4] Сифрей, конец главы Бегаалотха; Мидраш раба, Бемидбар, конец главы Насо.

[5] Йешаягу, 47:8—10; Цфанья, 2:15.

[6] Сангедрин, 1006.

[7] Йешаягу, 30:20.

[8] Йешаягу, 52:8.

[9] Йешаягу, 60:9.

[10] Дварим, 4:35.

[11] Шмот, 20:15.

[12] Мехильта к вышеприведенному стиху.

[13] Слово паним («лицо») означает также и «внутри», «внутреннее».

[14] Из молитв, конец молитвы «Амида».

[15] Шабат, 886.

[16] Ктубот, 1116.

[17] Йешаягу, 60:3.

[18] Йешаягу, 40:5.

[19] Йешаягу, 2:21.

[20] Из молитвы «Амида» в праздники Рош-гашана и Йом-Кипур.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?