Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Продолжаем обсуждение мишны из трактата Авот, в которой приведено высказывание великого еврейского учителя и мудреца Шамая:

«ГОВОРИ МАЛО, ДЕЛАЙ МНОГО. КАЖДОГО ПРИНИМАЙ С ПРИЯТНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ ЛИЦА». (Глава 1, мишна 15)

В прошлый раз мы говорили о первой части высказывания. Вторая часть касается человека, который принимает в своем доме гостей.

Люди могут к нам прийти по своим делам, но как только им предложено войти в дом — они становятся гостями. Рав Овадья из итальянского города Бартиноро (по-еврейски Бертануро) пишет: «Подавая им угощение, не смотри в пол и убери выражение гнева с лица», — даже если пришли незваные гости, даже если твое угощение — всего лишь стакан воды.

По словам Талмуда, тот, кто дарит другому все богатства мира, но при этом выглядит неприветливо, — по существу ничего не дарит. И наоборот, когда ничего не даешь (потому что у тебя ничего нет), но говоришь с человеком ласково, засчитывается тебе, как будто ты одаряешь его всеми богатствами.

Правило приветливого обращения с людьми неукоснительно соблюдалось нашими мудрецами. Это очень тяжелое правило, оно требует от человека сдержанности и самоконтроля. Встречаются люди, которые ставят себе в заслугу, если не обругали другого. Здесь нет заслуги.

Более того, это пример плохого поведения. Ибо мало удержаться от плохих слов и недовольного вида, надо проявить приветливость и участливость.

Всем нам приятно, когда с нами говорят воспитанно, вежливо и с доброй улыбкой. Значит, так и нам надо поступать с другими.

Улыбка без причины! Только из-за того, что к нам обратился другой человек. Это и есть «любить своего ближнего, как самого себя».

Рамбам отмечает, что требование приветливого отношения к людям не ограничивается приемом гостей. Правило остается актуальным во всех случаях, когда человек вступает в контакт с другими людьми: на улице, на работе, в ешиве и семье.


В Торе сложно найти упоминание какого-либо растения лишь на простом уровне. Растение — это почти всегда символ, аллегория, намек на что-то более высокое. Например, символом рая является сад, Ган Эден, полный прекрасных растений. А каждое дерево в Ган Эден символизирует один из высших духовных замыслов... Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Суть Ту Бишват, краткий курс

Рав Ефим Свирский

Каббалистический смысл всех плодов

Законы седьмого года 1. Введение

Неизвестный автор,
из цикла «Законы седьмого года»

Сколько названий у шмиты?