Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ваикра Раба 4;5

В городе Антиохия жил добродетельный человек, который всегда находил возможность помочь изучающим Тору. Он всегда делал это с радостью и от всего сердца. Звали его Аба Юдан.

Но добрые времена прошли, к Аба Юдан пришла беда. Он потерял все деньги, а имущество пришлось продать, чтобы прокормить семью. В конце концов у него осталось одно-единственное поле.

Однажды Аба Юдан узнал, что в его город для сбора пожертвований нуждающимся мудрецам Торы прибыли трое великих знатоков Учения: раби Элиэзер, раби Еошуа и раби Акива. Увидев их, Аба Юдан побледнел, вспомнив, что всегда передавал им щедрые пожертвования, а сейчас не может дать ничего.

Он вернулся домой с таким грустным лицом, что жена испугалась:

— Что с тобой? — обеспокоенно спросила она. — Может быть, ты, не дай Б-г, заболел? Почему ты так изменился в лице?

— Великие знатоки Торы прибыли в наш город для сбора пожертвований, а мы не можем им ничего дать… — с тоской ответил Аба Юдан.

Его жена была женщиной еще более праведной и добродетельной, чем он сам. Немного поразмыслив, она сказала:

— Но ведь у нас осталось одно поле! Продай половину, а вырученные деньги отдай мудрецам, чтобы поддержать изучающих Тору.

Совет жены очень обрадовал Аба Юдана. Он тут же продал половину последнего поля, остававшегося в его владении, а вырученные деньги с радостью передал мудрецам. В своей великой мудрости они сразу поняли, какой поступок совершил Аба Юдан и оценили его самоотверженность очень высоко. Несмотря на то, что мудрецы получили и другие пожертвования, превосходившие своими размерами взнос Аба Юдана, все же его дар был обозначен первым в списке, составленном мудрецами. Они горячо молились о том, чтобы Всевышний всегда помогал Аба Юдану:

— Пусть Творец возместит тебе недостающее! Да будет Его воля, чтобы к тебе вернулось все, что ты передал для поддержки изучающих Тору!

Мудрецы вернулись в свои общины и раздали деньги нуждающимся.

А Аба Юдан продолжал возделывать оставшуюся у него половину поля. Однажды во время этой тяжелой работы его единственная корова, тянувшая плуг из последних сил, вдруг упала в неизвестно откуда взявшуюся яму и сломала ногу.

Теперь Аба Юдан не мог пахать. Но он не горевал и не сердился из-за свалившегося на него несчастья. Аба Юдан спокойно спустился в яму, чтобы помочь бедному животному, как вдруг заметил в яме что-то блестящее. Нагнувшись пониже, он понял, что перед ним клад: сундук, полный чистого золота. Аба Юдан очень обрадовался и поблагодарил Всевышнего:

— Святой, благословен Он, все делает к добру. Только ради моего блага, чтобы я обнаружил клад, корова сломала ногу.

Теперь у Аба Юдана уже не было никаких забот. Он выкупил свои поля и красивый дом, приобрел множество коров и овец, коз, верблюдов и быков.

По прошествии какого-то времени в город, где жил Аба Юдан, снова пришли великие знатоки Торы. Они поинтересовались у жителей города:

— Как поживает Аба Юдан? Чем он занимается?

— Вы имеете в виду того Аба Юдана, у которого множество рабов, домов, полей и скота? Да кому же посчастливиться увидеть его?! Он важный и богатый человек!

О прибытии мудрецов услышал и Аба Юдан. Он сразу поспешил навстречу, чтобы приветствовать их и пригласить к себе домой.

Мудрецы спросили его:

— Как поживашь, Аба Юдан? Чем занимаешься?

— Святой, благословен Он, принял ваши молитвы и послал мне большое благословение, — ответил он и рассказал обо всем, что с ним произошло. С большим почетом усадили мудрецы Аба Юдана рядом с собой и вместе с ним порадовались за все блага, которые послал ему Всевышний в заслугу того, что, даже обеднев, он выполнил заповедь о пожертвовании с большим желанием и радостью. Теперь Аба Юдан мог помогать людям еще больше, чем всегда.

из журнала «Мир Торы», Москва


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.