Темы: Богатство, Мирьям Каминская, Мудрецы, Цдака, Мир Торы
В городе Антиохия жил добродетельный человек, который всегда находил возможность помочь изучающим Тору. Он всегда делал это с радостью и от всего сердца. Звали его Аба Юдан.
Но добрые времена прошли, к Аба Юдан пришла беда. Он потерял все деньги, а имущество пришлось продать, чтобы прокормить семью. В конце концов у него осталось одно-единственное поле.
Однажды Аба Юдан узнал, что в его город для сбора пожертвований нуждающимся мудрецам Торы прибыли трое великих знатоков Учения: раби Элиэзер, раби Еошуа и раби Акива. Увидев их, Аба Юдан побледнел, вспомнив, что всегда передавал им щедрые пожертвования, а сейчас не может дать ничего.
Он вернулся домой с таким грустным лицом, что жена испугалась:
— Что с тобой? — обеспокоенно спросила она. — Может быть, ты, не дай Б-г, заболел? Почему ты так изменился в лице?
— Великие знатоки Торы прибыли в наш город для сбора пожертвований, а мы не можем им ничего дать… — с тоской ответил Аба Юдан.
Его жена была женщиной еще более праведной и добродетельной, чем он сам. Немного поразмыслив, она сказала:
— Но ведь у нас осталось одно поле! Продай половину, а вырученные деньги отдай мудрецам, чтобы поддержать изучающих Тору.
Совет жены очень обрадовал Аба Юдана. Он тут же продал половину последнего поля, остававшегося в его владении, а вырученные деньги с радостью передал мудрецам. В своей великой мудрости они сразу поняли, какой поступок совершил Аба Юдан и оценили его самоотверженность очень высоко. Несмотря на то, что мудрецы получили и другие пожертвования, превосходившие своими размерами взнос Аба Юдана, все же его дар был обозначен первым в списке, составленном мудрецами. Они горячо молились о том, чтобы Всевышний всегда помогал Аба Юдану:
— Пусть Творец возместит тебе недостающее! Да будет Его воля, чтобы к тебе вернулось все, что ты передал для поддержки изучающих Тору!
Мудрецы вернулись в свои общины и раздали деньги нуждающимся.
А Аба Юдан продолжал возделывать оставшуюся у него половину поля. Однажды во время этой тяжелой работы его единственная корова, тянувшая плуг из последних сил, вдруг упала в неизвестно откуда взявшуюся яму и сломала ногу.
Теперь Аба Юдан не мог пахать. Но он не горевал и не сердился из-за свалившегося на него несчастья. Аба Юдан спокойно спустился в яму, чтобы помочь бедному животному, как вдруг заметил в яме что-то блестящее. Нагнувшись пониже, он понял, что перед ним клад: сундук, полный чистого золота. Аба Юдан очень обрадовался и поблагодарил Всевышнего:
— Святой, благословен Он, все делает к добру. Только ради моего блага, чтобы я обнаружил клад, корова сломала ногу.
Теперь у Аба Юдана уже не было никаких забот. Он выкупил свои поля и красивый дом, приобрел множество коров и овец, коз, верблюдов и быков.
По прошествии какого-то времени в город, где жил Аба Юдан, снова пришли великие знатоки Торы. Они поинтересовались у жителей города:
— Как поживает Аба Юдан? Чем он занимается?
— Вы имеете в виду того Аба Юдана, у которого множество рабов, домов, полей и скота? Да кому же посчастливиться увидеть его?! Он важный и богатый человек!
О прибытии мудрецов услышал и Аба Юдан. Он сразу поспешил навстречу, чтобы приветствовать их и пригласить к себе домой.
Мудрецы спросили его:
— Как поживашь, Аба Юдан? Чем занимаешься?
— Святой, благословен Он, принял ваши молитвы и послал мне большое благословение, — ответил он и рассказал обо всем, что с ним произошло. С большим почетом усадили мудрецы Аба Юдана рядом с собой и вместе с ним порадовались за все блага, которые послал ему Всевышний в заслугу того, что, даже обеднев, он выполнил заповедь о пожертвовании с большим желанием и радостью. Теперь Аба Юдан мог помогать людям еще больше, чем всегда.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»