Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Повторение молитвы

И молился Ицхак вновь и вновь… (Брейшит, 25)

Каждая молитва имеет свой особый оттенок, придающий ей новое неповторимое значение, и обладает особым влиянием, присущим только ей. Как сказано в «Нефеш а-хаим»: «С тех пор, как мудрецы установили ежедневные молитвы, ни одна из них не была и не будет похожа на другую…» Молитва, пропущенная по какой бы то ни было причине, становится невозвратимой потерей. Это относится не только к особым возвышенным молитвам, но и к простым просьбам каждого из нас.

Молящийся должен помнить, что у каждого мгновения есть свое значение. Бывают минуты благосклонности или гнева. Молитва каждого человека, произнесенная в добрые часы, обладает особой способностью быть принятой. А в тяжелый миг гнева Небес молитва пропитана особой любовью, смягчающей недоброжелательность. Мудрый царь Соломон («Коэлет» 11) говорит: «Сей утром, а вечером — не опускай рук, ведь ты не знаешь, когда подходящее время… …все может вырасти одинаково удачно».

Нужно всегда помнить, что ни одна молитва не будет произнесена напрасно. Это очень важное правило. Случается, что дома кто-то заболел, мы сами много молимся о его выздоровлении, а также просим других молиться с нами, чтобы разбудить милосердие Небес молитвами, просьбами, чтением псалмов. Но иногда больной все-таки не выживает. Может показаться, что все усердие и силы молящихся были потрачены впустую. Это ужасная ошибка.

Во-первых, истинная цель молитвы — собственно молитва. Поэтому многочисленные молитвы, излитые из сердец евреев, всегда принимаются Творцом и желанны Ему. А во-вторых, ни одна молитва не остается без ответа. Из этого правила нет исключений. Однако помыслы Творца скрыты ото всех, а потому не всегда очевиден ответ на каждую из молитв. Точно также как «дождь и снег спускаются с неба и обратно не вернутся, они напоят землю, а она родит и прорастит», так же все наши слезы и слова молитв, поднимающиеся снизу вверх, не вернутся обратно без ответа. Они принесут с собой благословение и спасение.

Магид из Дубно рассказывал на эту тему удивительную притчу:

— Написано в Торе: «Скрою ли Я от Авраама все, что Я сделаю, ведь Авраам будет главой великого народа». То есть Всевышний как бы поневоле обязан поведать Аврааму о Своих намерениях по отношению к Сдому и Гаморе, потому что он будущий праотец великого народа. Непонятную, на первый взгляд, связь между причиной и следствием магид объясняет притчей.

Двое: старик и юноша — вошли в лавку, чтобы купить костюм. Старик скрупулезно выбирал одежду, тщательно примерял, проверяя ее вид и качество, а молодой взял первый попавшийся костюм, показавшийся подходящим.

Старик удивленно спросил его:

— Почему же ты не проверишь качество товара, не примеришь этот костюм?

Юноша ответил:

— Я молод, у меня много детей, если не подойдет одному, то будет как раз другому, а если сейчас никому не в пору, то через год-другой подойдет.

Также сказал Всевышний: «Как же Я могу скрыть от Авраама свой план? Ведь Авраам будет молиться за Сдом. И хотя эта молитва принята не будет и ничего не изменит — Сдом будет уничтожен, в будущем она пригодится его многочисленному потомству.

Получается, что молитва Авраама нужна его детям! Это касается и любой нашей молитвы. О больном друге, о недостатке денег, о потомстве и т.д. Даже если кажется, не дай Б-г, что молитва не принята, на самом деле это неверно. Во-первых, сам больной от каждой нашей молитвы получает большую пользу. Хоть он и не поправился, но его провожают в другой мир все молитвы друзей. А, кроме того, они окажут поддержку его потомству, оставшемуся без близкого человека. Сами молящиеся также получают большую пользу от своих молитв. Сказано, что “каждый, кто молится о ближнем, а сам нуждается в том же, получит ответ первым”.»

В «Теилим» — «Псалмах царя Давида» — написано: «Сосчитай мои слезы, все они пусть будут положены и сохранены в твоих сосудах». То есть каждая слеза бережно хранится Всевышним и ждет своего часа.

Иногда может случиться, что один из близких людей попал в аварию, его жизнь в опасности, а человек об этом и не знает. Если бы получил такое страшное известие — перевернул бы все Небо и землю молитвами. Но, не зная, он не молится и не просит, несмотря на то, что именно сейчас его просьбы так необходимы. Что же делает Всевышний? Он достает из своего хранилища слез нужную молитву этого человека, которую тот мог произнести даже несколько лет назад. В свое время она осталась без ответа, но сегодня именно эта молитва спасает. Вот насколько важно много молиться, чтобы запасы были полны на случай беды!

7

Я слышал, что удивительно усиливают молитву слова из Торы, произносимые молящимся. В «Мишне Бруре», например, говорится, что средство очищения сердца от дурных мыслей — произнесение фразы: «Чистое сердце создай мне, Б-г мой!» Есть еще несколько фраз, помогающих от дурных мыслей. Одна из них использовалась пророком Элияу: «Огонь постоянно пусть горит на жертвеннике и не потухнет!» (Очевидно, что фраза о постоянном огне на алтаре очищает сознание, поскольку это цитата из главы о жертве «Ола», которая искупала нечистые помыслы.) Другая звучит так: «Ненавижу зло, а люблю Тору».

Каждый молящийся о чем-либо может найти фразу в Торе, говорящую о том, что именно ему необходимо. Ее многократное произнесение усиливает молитву, так как присоединяет к ней силу слов Торы. Если повторить эту фразу сто, а то и пятьсот раз в день, то влияние молитвы будет во много раз больше.

Такой подход может стать верным оружием в руках молящегося. Это проверено и никогда не подводит. Этот замечательный совет, основан на мудрой силе слов Торы. Счастлив тот, кто им воспользуется!

После описания греха золотого тельца в Торе сказано: «И утешился Б-г, решил не делать зла своему народу». Эта фраза подразумевает, что молитва Моше о прощении евреев была принята. Но мы видим, что Моше на этом не остановился. Он не успокоился, пока Всевышний не пообещал ему идти во главе народа, то есть по-прежнему покровительствовать евреям.

Но и это еще не все. Моше просил Творца: «Открой мне Свое Величие!», то есть бесконечное милосердие, заложенное в тринадцати Именах Милосердия Всевышнего. Комментаторы спрашивают: «Просил ли Моше больше, чем было до греха?» Есть ответ на этот вопрос. Моше, действительно, в час нужды просил о еще большем Милосердии Творца, чем прежде.

Это практическое предписание. Кто-то, скажем, заболел, мы молились Б-гу, молитва была принята, и больной поправился. Не надо останавливаться на этом! Не надо прекращать молиться, пока он не будет совершенно здоров. В Талмуде (Недарим 41) сказано: «Больной, поправившись, становится моложе…» Как написано в Книге Йова: «Тело поправилось и вернулось к молодости», то есть стало здоровее прежнего.

То же самое следует делать, когда не хватает денег, и нужно отдавать долги. Мы молимся о помощи. Но не надо прекращать молитву, как только она была принята, и нам помогли вернуть долги. Ведь именно сейчас есть возможность поправить свое финансовое положение и разбогатеть, ворота Небес открыты нам.

Рав Шимшон Пинкус, из журнала «Мир Торы», Москва


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?