Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора выражается понятным, людям языком и называет эту категорию речью, и это — поступенное снижение и уменьшение жизненной силы, пока не смогут ее получить даже «клипот» и нечистые творения, жизнь которых Всевышний поддерживает как бы нехотя, «из-за спины», дабы вознаградить праведников, покоряющих зло

Но «Тора говорит языком людей»[1], и в ней речь Б-га, благословен Он, называется речью точно так же, как человеческая речь, ибо в действительности таков путь нисхождения и проистечения жизнетворности к нижним через многие и сильные сжатия разного рода, дающие начало многочисленным разнородным творениям. И так велики и сильны эти сжатия и утаения Высшего лика[2], что могут возникнуть и быть сотворенными такие нечистые вещи, и «клипот» и «ситра ах-ра», и [они могут] получить свою жизненную силу и поддержание своего существования от слова Всевышнего и дыхания уст Его, благословенного, при утаении Лика и понижении ступеней. И потому они названы «иные боги»[3], так как их питание и их жизненная сила [исходят] не от категории Лика, а от категории заднего в Кдуша, а выражение «заднего» означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания. Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти. Так, наверху категория Лика есть внутренняя основа высшей воли и Его истинное желание, коим Всевышний желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему со стороны Кдуша. Но «ситра ахра» и нечистота — «отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит»[4], и Он не уделяет ей жизненной силы от внутренней стороны Своей истинной воли и желания, которыми Он желает, да сохранит Он от подобной мысли, но — как бросающий через плечо врагу своему против своего желания — лишь ради того, чтобы покарать грешников и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону «ситра ахра». И это называется задней стороной высшего желания Его, благословен Он.

Высшее желание в категории Лика — источник жизни, оживляющий все миры. А так как оно совершенно не почиет на стороне «ситра ахра», а также и задняя сторона высшего желания непосредственно в ней не облекается, а лишь окружает ее сверху, сторона эта — место смерти и нечистоты, да сохранит нас Всевышний. Ибо ничтожное количество света и жизнетвор-ности, которое она черпает и принимает в себя от задней стороны Кдуша, которая наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания[5], называемого «тайной изгнания Шхины», как говорилось выше[6].

И потому сторона эта называется «иные боги», и это настоящее идолопоклонство и отрицание единства Царя царей, Всевышнего, благословен Он. Ибо, так как свет и жизнетворность стороны Кдуша находится в «ситра ахра» в состоянии изгнания, она совершенно не теряет ощущения собственного существования перед святостью Всевышнего, напротив, она себя возносит[7] как орел, говоря: «Я и более ничто»[8], и как сказано: «Моя река, и я себя создал»[9]. И потому сказали наши мудрецы, что грубодушие [гордость] абсолютно равносильно идолопоклонству[10]. Ибо основа и корень идолопоклонства в том, что считают себя самостоятельно существующими, раздельно со святостью Б-га, но не совершенно отрицают Его. Сказано в Гмаре, что [язычники] называют Его Б-гом богов[11], они и себя также считают чем-то особо и само по себе существующим и тем самым отделяют себя от святости Б-га, благословен Он, так как они не отдают себя Ему, благословенному, а высшая святость почиет лишь на том, что совершенно ничто перед Ним, благословенным, как говорилось выше[12]. И потому они называются «горы разделения» в священной книге «Зогар», а это — отрицание истинного Его единства, того, что все перед Ним как бы не существует и действительно ничто перед Ним и Его желанием, оживляющим всех сущих и всех их постоянно создающим из небытия.

К главе двадцать второй

[1] Брахот, 22а.

[2] Слово паним — Лик, а также внутреннее, то есть наиболее сущностное.

[3] Иные — ахерим, ибо, как объясняется далее, зло получает поддержание своего существования от категории ахорайим — заднего в Кдуша.

[4] Дварим, 12:31.

[5] Изгнание заключается в том, что Б-жественный свет находится в зле, в своей противоположности, и превосходство его не видно. Поэтому «клипа» и все, что с ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного.

[6] В гл. 19.

[7] Существует правило: в стороне Кдуша то, что происходит от высокой ступени, в тем большей степени ощущает себя ничем; в стороне «ситра ах-ра», наоборот, чем с более высокого уровня ей удается почерпнуть жизненную силу, тем более она возносит себя.

[8] Йешаягу, 47:8; Цфанья, 2:15.

[9] Йехезкель, 29:9 и 29:3.

[10] Моэд катан, 18а.

[11] Мнахот, 110а.

[12] В гл. 6.


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше