Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нужно смотреть на себя «как на грешника» — не грешника в полном смысле слова, а среднего, в котором еще есть зло.

И так следует понимать слова мудрецов[1] о том, что средних судят двое судей (то есть влечение к добру и влечение ко злу)[2]. Как сказано: «И встанет справа от неимущего, дабы спасти его от тех, кто судит душу его». И не сказано, что оба властвуют в нем, да сохранит Всевышний, ибо когда наступает власть и господство зла в малом городе даже на короткое время, человек в тот момент называется грешником. Но влечение ко злу в нем только как, к примеру, судящий и разбирающий дело, высказывающий мнение на суде. Однако это может и не быть решением закона, которое следует исполнить, ибо есть еще один судящий и разбирающий дело, который его мнения не разделяет. Должен быть кто-то, кто рассудит между ними[3], и его решение будет решением закона. Так влечение ко злу высказывает свое мнение в левой полости сердца и из сердца поднимается к мозгу, чтобы возбудить мысли о своем предмете. Но сейчас же вступает с ним в спор другой судья, то есть Б-жественная душа, находящаяся в мозгу и распространяющаяся на правую полость сердца — местилшце влечения к добру. Решает выносящий приговор, и это — Всевышний, помогающий влечению к добру, как сказали мудрецы: «Если бы не помощь Всевышнего, не мог бы его одолеть»[4]. Эта помощь — приток света Всевышнего, которым освещается Б-жественная душа, чтобы сообщить ей преимущество и власть над неразумием глупца и влечением ко злу, подобно преимуществу света перед тьмой, как мы уже видели[5].

Но так как зло в левой полости [сердца] среднего сохраняет свою врожденную силу влечения ко всем наслаждениям этого мира, и не потеряло своей силы от преобладания добра, и не оттеснено со своего места совсем, а только не имеет силы и власти, достаточной для распространения в членах тела, потому что Всевышний «стоит по правую руку неимущего» и помогает, освещая Б-жественную душу, потому он и называется «как грешник», по выражению мудрецов: «Даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, смотри на себя как на грешника»[6]. Он должен видеть в себе не. действительного грешника, а среднего, и никогда не верить, если скажут, что зло в нем уничтожено намного преобладающим добром, так как это была бы ступень праведника. Ему же следует видеть себя человеком, в котором суть и сущность зла остались во всей своей прирожденной силе в левой полости сердца, не исчезли и не покинули его ни в малейшей степени, а наоборот, еще более усилились за то время, что он ими так много пользовался в принятии пищи и питья и в других делах этого мира. И даже если все желания человека обращены к Торе Всевышнего и он думает о ней днем и ночью с целью исполнения ее — это еще совсем не доказывает, что он вытеснил зло с его места. Возможно только, что суть и сущность зла остаются с прежним упорством и силой на месте в левой полости сердца, но его одеяния, то есть мысль, речь и действие животной души, не облекаются в мозг, уста, руки и прочие члены тела вследствие помощи Всевышнего, давшего мозгу властвовать и господствовать над сердцем. И поэтому Б-жественная душа, находящаяся в мозгу, правит малым городом, всеми членами тела, дабы они были одеянием и колесницей для трех ее одеяний, в них облекающихся, то есть мысли, речи и действия в сфере 613 заповедей Торы. Но суть и сущность Б-жественной души властвует и господствует над сутью и сущностью животной души у среднего только в то время, когда любовь ко Всевышнему открыто проявляется в его сердце в определенное время — в момент молитвы и т. п. И даже в такое время это лишь власть и господство, как написано: «И будет народ покоряем народом»[7] — когда один из них берет верх, другой падает, а когда второй берет верх и т. д. Ибо Б-жественная душа собирается с силами и подавляет животную душу в источнике Гвурот, каким является Бина, то есть когда [человек] размышляет о величии Б-га, Эйн Софа, благословен Он, и это рождает крепкую любовь, как угли, пылающие в правой полости его сердца, и этим «ситра ахра» в левой полости сердца подавляется у среднего, но не уничтожается совсем. Это происходит только у праведника, как сказано: «Сердце пусто во мне»[8]. И тогда зло вызывает в нем отвращение и ненависть предельной силы или частично, как уже говорилось[9]. Но у среднего это происходит как у спящего, который может снова проснуться. Так зло у среднего спит в левой полости его сердца во время молитв «Шма» и «Амида», когда сердце его горит любовью к Б-гу, но после того оно может снова проснуться. Поэтому Раба причислил себя к средним, хотя ни на минуту не прерывал изучения Торы, и Торы Всевышнего желал днем и ночью, хотел, и желал, и душой стремился ко Всевышнему с великой любовью, так же как во время молитв «Шма» и «Амида». Он казался средним, предающимся молитве в течение всего дня, как сказали мудрецы: «О если бы молился человек в течение всего дня»[10].

Для тех, кто стоит на ступени праведников и служителей Б-га, такая степень любви, которая возникает в средних во время молитвы, когда в них усиливается [влияние] Б-жественной души и т. д., на самом деле не считается истинным служением Б-гу, ибо после молитвы любовь минует и проходит, и сказано: «Слова истины пребывают навеки, язык лжи — лишь на мгновение»[11]. И все же для средних это полное и истинное служение в пределах той истины, [которая возможна] для каждого из них на той ступени, которую он занимает в градации средних. И их любовь во время молитвы я также называю: «слова истины пребывают навеки», ибо их Б-жественная душа способна постоянно пробуждать эту любовь, влияние ее ежедневно усиливается во время молитвы в результате подготовки, степень которой зависит от природы и ступени каждой души. Истина — свойство Яакова, которого называют «срединный запор»[12], скрепляющий [все] из конца в конец[13], от вершины всех уровней и ступеней и до конца всех ступеней [внизу]. И на каждом уровне и ступени он скрепляет в срединной точке, и это — точка и категория истины этой ступени. Качество истины — наследие без границ, и нет ему меры наверху до вершины всех ступеней. А все нижние уровни и ступени как бы не существуют по сравнению с теми уровнями и ступенями, которые выше них (как известно сведущим в тайном, голова и мозг нижних ступеней ниже так называемых «пят» и «ног» превышающих их ступеней. И сказали мудрецы: «Ноги животных могут быть приравнены ко всему»[14]).

К главе тринадцатой

[1] Брахот, 616.

[2] См. гл. 1: «В средних преобладает временами добро, а временами зло» (дословно: «Средних судит и влечение ко злу и влечение к добру»). Автор хочет выяснить, почему речь идет о суде, почему не сказано, что и добро и зло властны над средним.

[3] В еврейском суде дело разбирается тремя судьями, один из них — ав бейт-дин — имеет решающий голос. Наподобие этому здесь говорится о двух судьях — Б-жественной и животной душе. И Б-г — ав бейт-дин, решающий спор между ними.

[4] Кидушин, 306. Поскольку Б-жественная душа имеет преимущество перед животной, «как свет перед тьмой», возникает вопрос: почему же существуют грешники и как свобода воли человека, избирающего добро, сочетается с помощью свыше? Законом предписывается помочь поднять осла своего врага, упавшего под тяжестью. Закон этот обязывает, однако, только в том случае, если владелец осла пытался его поднять и не смог. Б-г помогает человеку только после того, как он сам делает усилия победить в себе зло.

[5] В гл. 12.

[6] Нида, 306.

[7] Брейшит, 25:23.

[8] Тегилим, 109:23.

[9] В гл. 10.

[10] Брахот, 21а.

[11] Мшплей, 12:19.

[12] В передвижном Храме-шатре, воздвигнутом Моше, кроме запоров, скреплявших вместе рядом стоявшие доски ограды, был срединный запор, скреплявший всю ограду на всем ее протяжении. В физическом мире, а особенно в Храме, повторяется строение верхних духовных миров. Срединный запор — последовательность сфирот, объединяющих противоположности (как Даат объединяет Хохма и Бина, а сфира Тиферет — противоположные друг другу Хесед и Гвура), это линия единения, мира и истины. Так как срединный запор — линия единения и истины — соединяет высочайшие ступени с расположенными ниже и внизу, истинность служения средних не менее подлинна, чем праведников, и о ней также можно сказать, что она «пребывает навеки» (выражение, указывающее на близость к Б-гу, так как вечность — Б-жественный атрибут).

[13] Ср. Шмот, 26:28.

[14] Ко всему неживому миру. Самый нижний уровень высокой ступени выше всех уровней нижестоящих ступеней как в верхних мирах, так и на каждом уровне и ступени человеческих душ. Хагига, 13а.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.