Два купца, у которых возникли финансовые разногласия, пришли решать их в еврейский суд, который возглавлял рав Беньямин Дискин. В соответствии с правилами, каждый из них заплатил в кассу большую сумму — залог того, что решение суда будет ими безоговорочно выполняться.
Через несколько дней один из купцов вернулся к раву Дискину и начал выпрашивать у него часть суммы залога, объясняя срочную потребность в деньгах неожиданными обстоятельствами и клянясь вернуть все в кассу через два дня.
— Разве уважаемый рав мне не верит, — настаивал он. — Я клянусь своей честностью! Через два дня все деньги будут на месте!
— Я-то тебе верю, — ответил раввин. — Но буквально вчера на этом месте стоял твой оппонент и требовал у меня похожую сумму, ссылаясь на крайне непредвиденные обстоятельства и клянясь, что все вернёт к концу этой недели…
— Что!!! — закричал купец. — Это абсолютно невозможно. Запрещено трогать судебный залог до окончания суда!!!
— Не дай Б-г, не дай Б-г, — начал успокаивать купца рав Дискин. — Он не получил у меня ни гроша, и ты не получишь…
Один еврей, житель Праги, пришел к раву города и рассказал, что у него пропали деньги:
— Уже несколько лет я работаю в винном магазине у одного почтенного еврея. Он торгует только кошерным вином, и многие евреи нашего города делают покупки в этом магазине. За несколько лет работы у меня скопилась довольно большая сумма денег. Перед каждой субботой я прятал кошелёк под одной из винных бочек. В это воскресенье, когда я пришел, чтобы забрать мои деньги, то не нашел их! Все мои сбережения пропали! Я не знаю, что мне теперь делать! Рухнули все надежды и планы на будущее.
— Ты кого-нибудь подозреваешь? — спросил раввин.
— Подозревать вообще-то особенно некого, — замялся приказчик. — Только мы с хозяином имеем право заходить на винный склад.
Раввин пригласил хозяина магазина, долго беседовал с ним, но тот, естественно, отказался признать вину.
— А может быть, еще кто-либо зашел на этот склад? — спросил рав.
После некоторого раздумья хозяин ответил:
— Возможно, извозчик, он нееврей, заходил на склад.
— Если так, — заметил рав в раздумье, — может, он-то и украл деньги приказчика?
— Конечно! Конечно! — обрадовался хозяин возможности отмести подозрения.
— Если хозяин магазина уверяет, что не дотрагивался до денег и утверждает что, скорее всего их взял извозчик, — сказал задумчиво раввин, — то получается, что нееврей ходил по винному складу вина бесконтрольно. Следовательно, он мог дотронуться и до бочек с невареным вином, а невареное вино, до которого дотронулся не еврей, запрещено к употреблению. Теперь мне придётся запретить к использованию всё вино с этого склада из опасения, что нееврей дотронулся до него…?
Хозяин винной лавки испугался, немедленно во всём сознался и вернул украденные деньги.
Разорённый во время погрома, лишившийся своей знаменитой библиотеки, но чудом оставшийся в живых Беер a-Гола — раби Моше Равкаш, дедушка Гаона из Вильны — вернулся в Вильно. Покровительствовавший ему ШАХ, который был значительно моложе, но и значительно влиятельнее, принялся хлопотать, чтобы Беер a-Гола предоставили место хазана в большой виленской синагоге. Но попечительный совет воспротивился. На вопрос о причине отказа, ШАХу ответили прямо:
— Так у него же, при всём уважении, ни голоса, ни слуха!
— В Шульхан Арухе, — заметил им ШАХ, — приводится пространный список требований к хазану. Одно другого серьёзнее. Мало кому удаётся соответствовать. И вы сейчас лишаете Вильно уникального шанса обзавестись хазаном, которому не хватает только одного из них. Самого незначительного!
Естественно, ШАХа не послушались. Какое-то время он содержал «Беер a-Гола» за свой счёт.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению