Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Главы из книги

Место пребывания животной души, которая у каждого еврея связана с «клипат нога», — в сердце, в левой его полости[1], наполненной кровью, как сказано: «Ибо кровь — это душа»[2]. Потому все страсти — хвастовство, гнев и другие подобные чувства — коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и чтобы обдумывать их, так же как источник крови — в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу. А место пребывания Б-жественной души — мозг в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в. сердце, в его правой полости, в которой нет крови[3], как сказано: «Сердце мудрого справа»[4], и [проявляется] она в любви к Б-гу, которая, как угли горящие, охватывает сердце разумеющих, понимающих и размышляющих посредством [силы] Даат в своем мозгу о том, что побуждает к любви, и в радости сердца [при осознании] великолепия Б-га и величия безмерности Его, радости, которая возникает, когда глаза мудреца, «которые у него в голове»[5], то есть в мудрости и понимании, местящихся в мозгу, созерцают царственную славу и красоту Его величия, которое непостижимо, бесконечно и безгранично, как объясняется в другом месте. И также все остальные святые мидот сердца имеют своим источником силы разума Хабад, находящиеся в мозгу.

Однако написано: «И будет народ покорен народом»[6]. А тело названо «малый город»[7]. И как два монарха сражаются за один город и каждый хочет его захватить и властвовать в нем, то есть править по своей воле жителями города так, чтобы они подчинялись ему, что бы он ни приказал, так две души — Б-жественная и витальная животная душа со стороны «клипот» — сражаются друг с другом за власть над телом и над всеми его членами. Желание и воля Б-жественной души — быть единственной властительницей и руководительницей тела, чтобы все его члены были послушны и совершенно преданы ей, став ее колесницей и одеянием для ее десяти сил и трех ее одеяний, о которых шла речь выше[8], так что все они смогут облечься в члены тела, и все тело будет полно только ими, и не коснется их ничто чужое, сохрани Б-г. То есть три мозга[9] в голове наполнит Хабад Б-жественной души, а это — Б-жественная мудрость и постижение. И [человек] созерцает непостижимое, безграничное величие Б-га, и от этого в разуме зарождается трепет, и страх Б-жий в сердце его, и любовь к Нему, как пламя, разгорается в его сердце, подобно пылающим углям, ибо душа его жаждет, стремится с великой страстью и желанием принадлежать Эйн Софу, благословен Он, всем сердцем, всей душой и всей своей силой — из глубины правой полости сердца. Она должна быть настолько «вымощена» любовью, полна и переполнена ею, что любовь распространится и на левую полость, дабы подавить «ситра ахра» и элемент дурных вод, присущий ей, то есть влечения, исходящие от «клипат нога», дабы ее изменить и обратить от наслаждений мира к Б-жественной любви. И как написано: «Всем сердцем твоим»[10] — обеими твоими натурами[11] — чтобы человек поднялся, пришел и достиг ступени «великой любви», чувства, гораздо более сильного, чем «любовь, пылающая как горящие угли». Эта любовь названа в Писании «любовью, полной наслаждения»[12], она дает испытать наслаждение Б-гом, подобное [тому, какое будет в] грядущей жизни. Это наслаждение испытывается мозгом мудрости и разумом, который наслаждается постижением Б-га и знанием Его в соответствии с уровнем интеллекта и мудрости человека. Это — элемент воды и «семена» «света посеянного»[13] в святости Б-жественной души, превращающей в добро «воды» животной души, в которой прежде зарождалась жажда наслаждений этого мира. И как сказано в книге «Эц хаим», шаар 50, гл. 3 на основании того, что написано в книге «Зогар», — зло превращается в абсолютное добро, совершенно подобное врожденному, после того как человек снимает с себя нечистые одежды[14] — удовольствия этого мира, в которые он облечен. И все остальные мидот сердца, порождаемые любовью и страхом, будут принадлежать только Б-гу; и сила речи в устах человека, и мысли в его мозгу будут наполнены только одеяниями мысли и речи Б-жественной души, то есть мыслью о Б-ге и Торе, и о том он говорит весь день, так что «уста не прерывают учения»; а сила действия в руках и во всех 248 членах его будет занята только исполнением заповедей, что является третьим одеянием Б-жественной души. Но животная душа человека, связанная со стороной «клипа», желает своего совершенного превращения на благо человеку, чтобы он ее пересилил и одержал над ней победу, как об этом говорится в притче о беспутной женщине, рассказанной в книге «3oгар»[15].

К главе девятой

[1] Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части, поэтому она помещается в сердце.

[2] Дварим, 12:23. В первой главе приводится выражение «ибо душа человека (дословно: плоти) — в крови». Душа, облекаясь в кровь, оживляет тело. Здесь приводится встречный стих: «ибо кровь — это душа». В сердце, в месте скопления «жизни плоти», то есть крови, — средоточие оживляющего начала, души.

[3] Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим, шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но кровь в правой полости сердца — не основное, ибо с ней не связан здесь хидуш — возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). Хидуш, который показывает роль правой полости сердца, — воздух (кислород), дающий жизнь телу. (Из письма последнего. Любавичского Ребе, которое приводит И. Корф.)

[4] Когелет, 10:2.

[5] Ср. Когелет, 2:14.

[6] Брейшит, 25:23.

[7] Когелет, 9:14; Недарим, 326.

[8] В гл. 3 и 4.

[9] Физическое соответствие трех сил интеллекта — Хохма, Бина и Даат.

[10] «Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим» (Ваикра, 6:5).

[11] Брахот, 54а. Всем, что в тебе есть, — и добрым, и дурным. Дурным также можно служить Б-гу, сопротивляясь злу.

[12] Шир гаширим, 7:7. Имеются в виду различные ступени осознания и любви. «Крепкая любовь» — ощущение страстное, сильное; более высокая ступень — «любовь, полная наслаждения» — глубокая, спокойная, как гладь великой воды.

[13] «Свет, посеянный для праведника» (Тегилим, 97:11). Свет Всевышнего, который откроется праведникам в грядущем мире (ничем не заслоненное познание Б-га) и который до того времени скрыто «засеян» в мире, как семя в земле. Просили ангелы Всевышнего дать им Тору такую, какая она «наверху», в ее духовной форме. Но она не была им дана. Она спустилась и облеклась в детали материальной жизни — и это «посеянный свет».

[14] Из книги пророка Зхарьи (3:3): «А Йегошуа был одет в нечистые одежды и стоял перед ангелом».

[15] Часть 2, стр. 163а. В притче рассказывается о короле, который, желая испытать своего сына, поручил это беспутнице, и, исполняя приказ короля, она все же искренне желала, чтобы будущий наследник престола выдержал испытание.


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше

Йом Кипур

Рав Исроэль-Меир Лау

Законы и обычаи святого дня.

Здоровье по Торе. Правила поведения перед Йом Кипуром

Рав Йехезкель Асхаек,
из цикла «Здоровая жизнь по Торе»

Пост не должен оборачиваться телесными страданиями. Несколько простых советов помогут вам заранее подготовиться к Йом-Кипуру и провести его с максимальным комфортом и погружением в молитву.

Законы и традиции поста Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».

От Йом Кипура к Суккот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Сукот.