Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты Торы относятся к тому, что против Высшего Желания и не едино со Всевышним, Три одеяния души, когда ими пользуются в запрещенном, хуже самих «клипот». Ибо «клипот» — это идолопоклонство, но и идолопоклонники называют Его «Б-гом богов», они не могут Ему противиться и творят зло лишь в соответствии с Замыслом. Но если человек преступает Желание Его, он совершенно себя от Него отрывает, более, чем «клипот» и нечистые творения.

Противоположны этому 365 негативных заповедей Торы и все запреты мудрецов, ибо они против желания[1] и мудрости Его, благословенного, и их полная противоположность, они отделены от единственности и единства Его, благословенного, совершенно абсолютным разделением из-за утаения внутренней стороны высшего желания, как говорилось выше[2], точно так же, как «ситра ахра» и «клипа», называемые идолопоклонство и иные боги. А также и три одеяния души, •связанной у евреев с «клипат нога», — мысль, речь и действие, облеченные в 365 негативных заповедей Торы и [запреты] мудрецов, а также и сущность самой души, облеченной в свои одеяния, — все они совершенно едины с «ситра ахра» и «клипа», называемыми идолопоклонством. Более того — они преданы и подчинены ей и много хуже и ничтожнее ее, ибо «клипа» не облечена в вещественное тело[3], и знает своего Властителя, и не восстает против Него действием, и если она и посылает своих дурных посланцев, да сохранит Всевышний, то лишь по воле Его. И как сказал Бильам: «Я не смогу преступить повеления Всевышнего и т. д.»[4]. И хотя она называется идолопоклонством, тем не менее Он признан «Б-гом богов», а посланцы ее совершенно не могут нарушить волю Его, благословенного, ибо они знают и постигают, что Он — их жизненная сила и поддержание их существования, так как они черпают [жизненную силу] от задней стороны категории задней стороны высшего желания, благословен Он, их окружающего. Но так как их питание и жизненная сила, которая в них, находится в них в состоянии изгнания, они считают себя божествами, а это — отрицание Его единства. И все же они не отвергают и не отрицают Всевышнего совсем, [до такой степени, чтобы] не признавать Его существования, а лишь считают Его Б-гом богов, то есть [признавая, таким образом, что] Он — их жизненная сила и поддержание их существования, проистекающее и спускающееся к ним от желания Его, благословенного, и потому они никогда не нарушают волю Его, благословенного. И человек, таким образом нарушающий волю Его, благословенного, намного хуже и ничтожнее стороны «ситра ахра» и «клипа», называемых идолопоклонство и иные боги, он совершенно отделен от единственности и единства Всевышнего, более, чем эта сторона, и как бы отрицает единство Его более нее, да сохранит Всевышний. И как сказано в книге «Эц хаим», врата 42, конец гл. 4: зло в этом физическом мире — отбросы грубых «кли-пот» и т. д., и конечная цель [служения] — его очищение[5] и т. д., и потому все дела этого мира тяжки и дурны, и грешники в нем торжествуют и т. д.

И потому сказали мудрецы, благословенной памяти, объясняя слова «Если отклонится жена его»[6]: человек грешит, только [если в него вступает дух глупости] и т. д.»[7]. Ибо даже легкомысленная, развратная женщина совладала бы с духом своего желания, если бы не дух глупости в ней, скрывающий, заслоняющий и утаивающий скрытую любовь, которая есть в ее Б-жест-венной душе, [в силу которой она желает] быть приверженной к вере во Всевышнего, в Его единственность и единство, и не быть отделенной, да сохранит Он, от единства Его, даже если бы отняли душу от нее, [требуя], чтобы она поклонилась идолам, да сохранит Всевышний, пусть даже одним лишь действием совершенно без всякой веры в сердце. И несомненно, что покорение склонности и жажды разврата — меньшее страдание, чем смерть, да сохранит Всевышний. И то, что для нее есть разница между запретом разврата и запретом поклонения идолам, — это тоже дух глупости [со стороны] «клипа», облекающий Б-жественную душу до категории мудрости, которая в .ней, но не всю душу, так как в мудрость облечен свет Всевышнего, как говорилось выше[8].

На самом деле даже совершающий небольшое прегрешение нарушает высшую волю Его, благословен Он, и абсолютно отделен от единственности и единства Его, благословенного, больше, чем «ситра ахра» и «клипа», называемая иные боги и идолопоклонство, и более, чем все, что получает от нее влияние в этом мире, — нечистые животные, домашние и дикие, нечистые птицы, насекомые и гады, как написано: «Комар опередил тебя»[9], и это значит: даже комар, который принимает пищу, но не выделяет испражнений, — а это самая низкая «клипа», наиболее далекая от категории Кдуша[10], уделяющей ей влияние при абсолютном отдалении, — выше человека-грешника в поступенном нисхождении и спуске жизненной силы от высшего желания Его, благословен Он, а тем более остальные нечистые животные, даже хищники, ибо все они не изменяют своему назначению и дух их хранит веление Его, благословенного, хотя «он не видит и т. д.»[11]. И как написано: «Боязнь и страх перед вами будет у всякого зверя на земле»[12], и как объясняют эти слова наши мудрецы, благословенной памяти: «Зверь нападает на человека, только если он кажется ему животным»[13]. А перед праведниками, от лица которых не отдаляется подобие Б-га, покоряются все хищные животные, как написано в книге «Зогар» о Даниэле в яме со львами. И, таким образом, грешник и нарушающий волю Его, благословенного, во время совершения даже легкого прегрешения абсолютно отделен от высшей святости, которая есть единственность и единство Его, благословенного, более, чем все нечистые животные, насекомые и гады, получающие влияние от стороны «ситра ахра» и «клипа» идолопоклонства.

И то, что предписание о спасении человеческой жизни лишает силы остальные запреты[14], как написано: «Пусть нарушит, но не умрет», наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили следующим образом: «Сказала Тора: нарушь ради него одну субботу, чтобы впредь он соблюдал много суббот»[15]. И это не связано с тем, легкие эти грехи или тяжкие (известно, что нарушение субботы считается тяжким грехом, сравниваемым с идолопоклонством[16], если убой скота производит постоянно нарушающий какой-либо один запрет[17], как сказано в [книге «Шулхан арух»], раздел «Йорэ деа», 2, но не тот, кто занимается развратом. Однако для спасения жизни разрешается нарушить субботу, но не разрешается разврат, так что это — только установление Закона).

Но после совершения греха, если он не из числа тех, за которые следует наказание «карет» и смертная кара, посылаемая небом, и Б-жественная душа не мертва совсем, и не отрывается от корня своего в Б-ге живом, и только ее приверженность и укоренение в корне несколько нарушается этим грехом*,

* Примечание.

И каково значение и природа повреждения души и корня ее в верхних [мирах], такова и природа очищения и наказания в аду или в этом мире. За каждый грех и прегрешение следует особое наказание, чтобы очистить и уничтожить грязь и повреждение. И когда за грех следует наказание смертью и «карет», повреждения души не одинаковы.

[тогда] также и витальная животная душа, облеченная в тело человека, а также и тело снова поднимаются из стороны «ситра ахра» и этой «клипы» и приближаются к святости Б-жественной души, в них облеченной, которая верит в единого Б-га, а также и во время совершения греха она оставалась верной Ему, благословенному, и была лишь в состоянии полного изгнания в животной душе из-за стороны «ситра ахра», приводящей тело к греху и низводящей его вместе с собой в глубины бездны, намного ниже нечистоты стороны «ситра ахра» и «клипы» идолопоклонства, да сохранит Всевышний, и нет изгнания большего, чем это, «с высокой крыши и т. д.»[18]. И как объяснялось выше[19], корень и источник души у всех евреев — от высшей мудрости, а Он, благословенный, и мудрость Его едины и т. д. И это — как если бы кто-нибудь схватил короля за голову, и силой опустил бы ее, и окунул бы его лицо в уборную, полную испражнений, ведь нет большего оскорбления, чем такое, даже если это лишь на время, а «клипот» и «ситра ахра» называются «рвота и испражнения»[20], как известно.

К главе двадцать четвертой

[1] Запретительные заповеди касаются тех действий, которые против желания Всевышнего.

[2] В гл. 22.

[3] И нет этого препятствия между нею и Б-жественным светом.

[4] Бемидбар, 22:18.

[5] Исполнение заповедей очищает все существующее, отделяя добро от зла и возвращая добро к его Источнику. Таким образом, добро поднимается к своему Источнику, а зло в чистом виде не существует. Процесс возвышения мира и уничтожения в нем зла завершится с приходом Машиаха.

[6] Бемидбар, 5:12. В оригинале ки тистэ, что можно прочесть также «если поглупеет», так как слова листот («отклониться») и штут («глупость») имеют общий корень.

[7] Сота, За.

[8] В гл. 19.

[9] Сангедрин, 38а; Ваикра раба, 14.

[10] Сторона святости, Кдуша, уделяет свое влияние и наиболее от себя отдаленным. Полная противоположность этому — существо, которое получает, но не дает даже близким. Ведь вся сущность «клипы» — ее собственное самоощущение и существование, и ей нужно все только для себя, если же она дает, то ради самоудовлетворения, самодовольства.

[11] Мегила, За. «Он не видит, но звезда его видит». Звезда — духовный источник «клипы». Так как животные не обладают свободной волей, они не могут нарушить волю Всевышнего.

[12] Брейшит, 9:2.

[13] Сангедрин, 386. Это показывает, что животные не могут изменить своему назначению — они могут нападать только на животных. И еще: это результат того, что «звезда его видит», поэтому животные могут почувствовать в праведнике подобие Б-га.

[14] Три запрета Торы нельзя нарушать даже в том случае, если это повлечет за собой смерть: кровопролитие, разврат и идолопоклонство. О них написано: «Пусть умрет, но не нарушит». В субботу, если нужно спасти жизнь человеку, можно нарушить все остальные запреты, кроме этих трех. И в этом случае написано: «Пусть нарушит, но не умрет».

[15] Шабат, 1516; Йома, 856.

[16] Если сознательно нарушающий субботу производит убой, мясо некашерно. То же, если производит убой сознательно предающийся идолопоклонству. Следовательно, нарушение субботы столь же тяжкий грех, как идолопоклонство.

[17] В этом случае мясо считается некашерным.

[18] «С высокой крыши в глубокую яму». С высот верхних миров, источника Б-жественной души, — к облечению ее в тело, что уже для нее неизмеримое нисхождение, а тем более — «удаление в изгнание» в случае совершения греха.

[19] В гл. 2.

[20] Йешаягу, 28:8. Ср. Морэ невухим, 3:8.


Царь Давид — легендарная фигура в еврейской истории. Кроме того, что он был царем и успешным воином, Давид много сил и энергии отдавал служению Всевышнему. Давид считается в еврейском народе величайшим праведником. Он сочинял восхваления — псалмы — в честь Б-га, он собрал книгу Теилим (Псалмов), многие из которых написаны самим Давидом. Именно Давид выкупил участок для постройки Храма и заложил его фундамент. Читать дальше

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Давид. Поединок с Гольятом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда в пределы Израиля вторглось войско филистимлян, Давид вызвался сразиться с богатырем Гольятом. После этой победы Давид завоевал любовь всего народа.

Давид. Мудрец, псалмопевец и пророк

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Оставаясь в Иерусалиме, Давид судил народ и изучал Тору. На вершине власти он сумел сохранить скромность.

Как назвать ребенка?

Переводчик Виктория Ходосевич

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.