Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чём состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не принимать более греха, как сказано: “Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 2
Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Споры обычно возникают из-за взаимного непонимания. Конфликтующие стороны часто по-разному интерпретируют обсуждаемую тему. Иногда речь идет о какой-то юридической тонкости, когда обе конфликтующие стороны утверждают, что их мнение ближе к закону. Надо знать, что причиной диспута редко бывает сознательный обман или желание заработать во что бы то ни стало. В идеальном случае решать конфликтные вопросы надо путем обсуждения спорных моментов на основе мирного диалога. Но если спор не удается решить путем логики и доказательств, то обе стороны должны попытаться прийти к компромиссному решению, не обращаясь в Дин-Тора (раввинский суд, состоящий из трех судей) или в арбитраж, поскольку ни одна из конфликтующих сторон не может быть уверена в том, что выиграет дело.

Некоторые дела настолько сложны и доказать в них чью-либо правоту бывает настолько сложно, что спор остается нерешенным даже в суде. К тому же его участники неизбежно теряют престиж. Чем дольше тянется тяжба, тем больше вероятность широкой огласки, что не может не повредить обеим сторонам.

Нееврейский суд

Если в споре участвуют евреи, ни при каких обстоятельствах нельзя передавать дело на рассмотрение в нееврейский суд, — за исключением тех случаев, когда одна из сторон отказывается идти в раввинский суд или принять его решение.

Дин-Тора

Если все компромиссные пути решения конфликта исчерпаны и приходится обращаться в Дин-Тора, то выбор судей происходит следующим образом:

а) Обе стороны выбирают одного даяна (судью) или одного раввина.

б) Если в городе есть официальный бет-дин (суд раввинов), то обычно обращаются в него.

в) В общем случае конфликтующие стороны могут выбирать любой бет-дгт и любых раввинов по обоюдному усмотрению. Обычно каждая сторона делегирует в суд, призванный решить их казус, по одному раву, и затем эта пара раввинов выбирает третьего рава.

г) Если одна из сторон не участвует в выборе бет-дина, то другая сторона может обратиться в любой бет-дин, который в таком случае имеет все полномочия вызвать в суд другую сторону. Каждый соблюдающий заповеди Торы еврей обязан явиться в бет-дин по первому вызову.

Если человек отказывается явиться в бет-дин по трем вызовам, его дело может быть рассмотрено и в его отсутствии. Кроме того, бет-дин имеет право огласить (расклеив объявления или через прессу), что такой-то еврей отказывается прийти в бет-дин, а поэтому членам общины рекомендуется не вступать с ним в деловые отношения, пока он не откликнется на вызов. Бет-дин вправе также передать дело в нееврейский суд.

Стремление бет-дина к компромиссным решениям

В Талмуде сказано, что компромисс является идеальным способом решения конфликтов.

Принятие постановлений бет-дина

Решение бет-дина считается обязательным для всех сторон. И если одна из сторон не выполняет его, бет-дин имеет право обратиться в нееврейский суд, чтобы тот подтвердил решение еврейского суда или заставил саботажника его выполнить.


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше