Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что можно кричать едва слышным шёпотом...»Раби Нахман из Бреслава
Запреты, связанные с подстрекателем к идолопоклонству.

16-я заповедь — запрещение тайно искушать другого еврея, призывая его к идолослужению, и такой искуситель называется месит, как мы разъяснили (НД 15). Запрет тайно призывать других служить идолам содержится в Его речении, да будет Он превознесен: «…И не станут более делать такого зла» (Дварим 13:12).

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями согласно словам Писания: «…И закидай его камнями, чтобы умер, ведь он домогался отвратить тебя от Ашема, твоего Б-га» (там же 13:11). И убить его следует тому, кого он пытался соблазнить, как разъясняет Ашем, да будет Он превознесен, говоря: «Рука твоя первой настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после» (там же 13:10). И сказано в Сифри (Реэ): «Тому, кого искушали, заповедано убить искусителя».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67а).

17-я заповедь — запрет искушаемому с благоволением относиться к «искусителю» и с приязнью вслушиваться в его речи. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не благоволи к нему…» (Дварим 13:9).

В Сифри (Реэ) говорится: «Поскольку в Торе сказано: “Люби ближнего, как самого себя” (Ваикра 19:18), — может быть, и этого необходимо любить? Тора дает ответ: “Не благоволи к нему”».

18-я заповедь — запрет искушаемому прощать «искусителя»; он обязан относиться к нему с непреклонной ненавистью. И если в сердце искушаемого ослабла ненависть к «искусителю», он преступает запрет Торы. И об этом Его речение: «…Не слушай его (когда он будет просить тебя о прощении — Раши)» (Дварим 13:9). И разъясняется (Сифри, там же): «И хотя в Торе сказано, что даже врагу следует помогать (см. Шмот 23:5), этому не помогай, ведь Тора говорит: “…Не слушай его”».

19-я заповедь — запрет искушаемому спасать «искусителя», если жизнь того в опасности. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «…Да не пощадит его твой глаз» (Дварим 13:9). И разъяснено (Сифри, там же): «Поскольку сказано: “Не стой равнодушно, когда проливают кровь ближнего твоего” (Ваикра 19:16), — может быть, и этого необходимо спасать? Тора говорит: “…Да не пощадит его твой глаз”.

Двадцатая заповедь — запрет искушаемому оправдывать искусителя; и даже если ему известно о заслугах искусителя, запрещено о них упоминать, оправдывая его. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “…Не жалей его” (Дварим 13:9). И объяснено (Сифри, там же): “Не жалей его” — не оправдывай его».

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.