Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты идолослужения.

11-я заповедь — запрещение возводить жертвенные постаменты, вокруг которых собирались бы и оказывали им знаки почтения, даже если эти постаменты создаются для служения Ашему, — чтобы наше служение Ему, да будет Он благословен, не уподоблялось идолослужению. Ведь идолопоклонники так и делают: ставят постаменты и располагают на них своих идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, запрещающее это: «И не ставьте себе жертвенные постаменты, которые ненавистны Ашему, твоему Б-гу» (Дварим 16:22). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

12-я заповедь — запрещение готовить каменные настилы, чтобы склоняться на них, падая ниц перед идолом. И это запрещено даже в том случае, если настил выкладывается для поклонения Ашему, да будет Он превознесен. Этот запрет служит той же цели, что и предыдущий: чтобы мы не уподоблялись идолопоклонникам. Ведь они так и поступают: выкладывают искусный узор из камней перед своими идолами и на этом настиле им поклоняются.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Каменного настила с изображениями не делайте на вашей земле, чтобы поклоняться на нем» (Ваикра 26:1). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

А в Сифре (Беар) сказано: «“Не делайте на вашей земле” — по всей вашей земле вам запрещено падать ниц на каменные настилы, но в Храме разрешено».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Мегила (22б).

13-я заповедь — запрещение высаживать деревья в Храме или около жертвенника, чтобы украсить его и оказать почет Святилищу, если даже человек собирался это сделать ради служения Ашему. Ведь именно так почитают идолов, высаживая красивые, привлекающие взгляд деревья возле капищ идолов и внутри них.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Не высаживай себе кумирных деревьев и любых деревьев у жертвенника Ашема, твоего Б-га» (Дварим 16:21). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тамид (28б), и там пояснено, что посадка деревьев запрещена на всей территории Храма.

14-я заповедь — запрещение клясться именем идола, и даже клясться перед идолопоклонниками именем идола, которому они служат. И также запрещено брать с идолопоклонников клятву именем идола, как разъяснено в высказывании наших мудрецов (Мехильта, Шофтим): «Не бери с иноверца клятву его богами». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Имени других богов не упоминайте» (Шмот 23:13) — не берите клятву с иноверца именем его бога. И еще сказано там (в Мехильте): «Не упоминайте…» — не обещайте и не давайте зарока именем идола». А в трактате Санхедрин (63б) говорится: »Не упоминайте…» — чтобы не говорил один другому: «Жди меня возле такого-то идола».

И преступивший этот запрет, т.е. поклявшийся чем-либо, обожествляемым идолопоклонниками, карается бичеванием. И сказано в трактате Санхедрин (63а), что, хотя запрещены все виды проявления любви и уважения к идолам, например, обнимать их, целовать их и т.п., но из всех подобных действий «бичеванием караются только клятва и принятие обета именем идола».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин.

15-я заповедь — запрещение призывать и склонять других служить идолам, даже если сам призывающий им не служит и не совершает никаких других запрещенных действий, кроме этого подстрекательства; и это в случае, если он соблазняет многих (большинство жителей города). Такой человек называется мадиах (подстрекатель). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Если… выступили негодяи из твоей среды и подстрекали жителей своего города, говоря: “Пойдем и будем служить иным божествам”…» (Дварим 13:14).

Но о том, кто искушает только одного или немногих, сказано в другом речении Ашема: «Если будет искушать тебя твой брат… или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя, или твой задушевный друг, говоря тайно: “Пойдем и будем служить иным божествам”…» (там же 13:7); такой человек называется месит (искуситель). Однако в этой, 15-ой, заповеди речь идет только о «подстрекателе».

Предостережение «подстрекателю» содержится в следующем речении Ашема, да будет Он превознесен: «Да не слышится оно (имя других богов) из уст ваших» (Шмот 23:13).

Сказано в трактате Санхедрин (63б): «Запрет “Да не слышится оно из уст ваших” не относится к тайному “искусителю”, ведь о нем ясно говорится в другом стихе (Дварим 13:12): “И весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла…” (НД 16). Но это предостережение “подстрекателю”.

И так же сказано в книге Мехильта дэраби Ишмаэль: »Да не слышится оно из уст ваших» — предостережение «подстрекателю».

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями. В трактате Санхедрин (67а) говорится: «Подстрекающие город к служению идолам — приговариваются к побиению камнями».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в десятой главе трактата Санхедрин (111-113).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте также: тема 613 заповедей Торы


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.