Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Запреты идолослужения.

11-я заповедь – запрещение возводить жертвенные постаменты, вокруг которых собирались бы и оказывали им знаки почтения, даже если эти постаменты создаются для служения Ашему, – чтобы наше служение Ему, да будет Он благословен, не уподоблялось идолослужению. Ведь идолопоклонники так и делают: ставят постаменты и располагают на них своих идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, запрещающее это: “И не ставьте себе жертвенные постаменты, которые ненавистны Ашему, твоему Б-гу” (Дварим 16:22). Преступивший этот запрет карается бичеванием. 

12-я заповедь – запрещение готовить каменные настилы, чтобы склоняться на них, падая ниц перед идолом. И это запрещено даже в том случае, если настил выкладывается для поклонения Ашему, да будет Он превознесен. Этот запрет служит той же цели, что и предыдущий: чтобы мы не уподоблялись идолопоклонникам. Ведь они так и поступают: выкладывают искусный узор из камней перед своими идолами и на этом настиле им поклоняются.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: “Каменного настила с изображениями не делайте на вашей земле, чтобы поклоняться на нем” (Ваикра 26:1). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

А в Сифре (Беар) сказано: ”Не делайте на вашей земле” – по всей вашей земле вам запрещено падать ниц на каменные настилы, но в Храме разрешено”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Мегила (22б).

13-я заповедь – запрещение высаживать деревья в Храме или около жертвенника, чтобы украсить его и оказать почет Святилищу, если даже человек собирался это сделать ради служения Ашему. Ведь именно так почитают идолов, высаживая красивые, привлекающие взгляд деревья возле капищ идолов и внутри них.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: “Не высаживай себе кумирных деревьев и любых деревьев у жертвенника Ашема, твоего Б-га” (Дварим 16:21). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тамид (28б), и там пояснено, что посадка деревьев запрещена на всей территории Храма.

14-я заповедь – запрещение клясться именем идола, и даже клясться перед идолопоклонниками именем идола, которому они служат. И также запрещено брать с идолопоклонников клятву именем идола, как разъяснено в высказывании наших мудрецов (Мехильта, Шофтим): “Не бери с иноверца клятву его богами”. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Имени других богов не упоминайте” (Шмот 23:13) – не берите клятву с иноверца именем его бога. И еще сказано там (в Мехильте): ”Не упоминайте...” – не обещайте и не давайте зарока именем идола”. А в трактате Санхедрин (63б) говорится: ”Не упоминайте...” – чтобы не говорил один другому: “Жди меня возле такого-то идола”.

И преступивший этот запрет, т.е. поклявшийся чем-либо, обожествляемым идолопоклонниками, карается бичеванием. И сказано в трактате Санхедрин (63а), что, хотя запрещены все виды проявления любви и уважения к идолам, например, обнимать их, целовать их и т.п., но из всех подобных действий “бичеванием караются только клятва и принятие обета именем идола”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин.

15-я заповедь – запрещение призывать и склонять других служить идолам, даже если сам призывающий им не служит и не совершает никаких других запрещенных действий, кроме этого подстрекательства; и это в случае, если он соблазняет многих (большинство жителей города). Такой человек называется мадиах (подстрекатель). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Если... выступили негодяи из твоей среды и подстрекали жителей своего города, говоря: “Пойдем и будем служить иным божествам”...” (Дварим 13:14).

Но о том, кто искушает только одного или немногих, сказано в другом речении Ашема: “Если будет искушать тебя твой брат... или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя, или твой задушевный друг, говоря тайно: “Пойдем и будем служить иным божествам”...” (там же 13:7); такой человек называется месит (искуситель). Однако в этой, 15-ой, заповеди речь идет только о “подстрекателе”.

Предостережение “подстрекателю” содержится в следующем речении Ашема, да будет Он превознесен: “Да не слышится оно (имя других богов) из уст ваших” (Шмот 23:13).

Сказано в трактате Санхедрин (63б): “Запрет “Да не слышится оно из уст ваших” не относится к тайному “искусителю”, ведь о нем ясно говорится в другом стихе (Дварим 13:12): “И весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла...” (НД 16). Но это предостережение “подстрекателю”.

И так же сказано в книге Мехильта дэраби Ишмаэль: ”Да не слышится оно из уст ваших” – предостережение “подстрекателю”.

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями. В трактате Санхедрин (67а) говорится: “Подстрекающие город к служению идолам – приговариваются к побиению камнями”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в десятой главе трактата Санхедрин (111-113).

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.