Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты идолослужения.

11-я заповедь – запрещение возводить жертвенные постаменты, вокруг которых собирались бы и оказывали им знаки почтения, даже если эти постаменты создаются для служения Ашему, – чтобы наше служение Ему, да будет Он благословен, не уподоблялось идолослужению. Ведь идолопоклонники так и делают: ставят постаменты и располагают на них своих идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, запрещающее это: “И не ставьте себе жертвенные постаменты, которые ненавистны Ашему, твоему Б-гу” (Дварим 16:22). Преступивший этот запрет карается бичеванием. 

12-я заповедь – запрещение готовить каменные настилы, чтобы склоняться на них, падая ниц перед идолом. И это запрещено даже в том случае, если настил выкладывается для поклонения Ашему, да будет Он превознесен. Этот запрет служит той же цели, что и предыдущий: чтобы мы не уподоблялись идолопоклонникам. Ведь они так и поступают: выкладывают искусный узор из камней перед своими идолами и на этом настиле им поклоняются.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: “Каменного настила с изображениями не делайте на вашей земле, чтобы поклоняться на нем” (Ваикра 26:1). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

А в Сифре (Беар) сказано: ”Не делайте на вашей земле” – по всей вашей земле вам запрещено падать ниц на каменные настилы, но в Храме разрешено”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Мегила (22б).

13-я заповедь – запрещение высаживать деревья в Храме или около жертвенника, чтобы украсить его и оказать почет Святилищу, если даже человек собирался это сделать ради служения Ашему. Ведь именно так почитают идолов, высаживая красивые, привлекающие взгляд деревья возле капищ идолов и внутри них.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: “Не высаживай себе кумирных деревьев и любых деревьев у жертвенника Ашема, твоего Б-га” (Дварим 16:21). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тамид (28б), и там пояснено, что посадка деревьев запрещена на всей территории Храма.

14-я заповедь – запрещение клясться именем идола, и даже клясться перед идолопоклонниками именем идола, которому они служат. И также запрещено брать с идолопоклонников клятву именем идола, как разъяснено в высказывании наших мудрецов (Мехильта, Шофтим): “Не бери с иноверца клятву его богами”. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Имени других богов не упоминайте” (Шмот 23:13) – не берите клятву с иноверца именем его бога. И еще сказано там (в Мехильте): ”Не упоминайте...” – не обещайте и не давайте зарока именем идола”. А в трактате Санхедрин (63б) говорится: ”Не упоминайте...” – чтобы не говорил один другому: “Жди меня возле такого-то идола”.

И преступивший этот запрет, т.е. поклявшийся чем-либо, обожествляемым идолопоклонниками, карается бичеванием. И сказано в трактате Санхедрин (63а), что, хотя запрещены все виды проявления любви и уважения к идолам, например, обнимать их, целовать их и т.п., но из всех подобных действий “бичеванием караются только клятва и принятие обета именем идола”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин.

15-я заповедь – запрещение призывать и склонять других служить идолам, даже если сам призывающий им не служит и не совершает никаких других запрещенных действий, кроме этого подстрекательства; и это в случае, если он соблазняет многих (большинство жителей города). Такой человек называется мадиах (подстрекатель). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Если... выступили негодяи из твоей среды и подстрекали жителей своего города, говоря: “Пойдем и будем служить иным божествам”...” (Дварим 13:14).

Но о том, кто искушает только одного или немногих, сказано в другом речении Ашема: “Если будет искушать тебя твой брат... или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя, или твой задушевный друг, говоря тайно: “Пойдем и будем служить иным божествам”...” (там же 13:7); такой человек называется месит (искуситель). Однако в этой, 15-ой, заповеди речь идет только о “подстрекателе”.

Предостережение “подстрекателю” содержится в следующем речении Ашема, да будет Он превознесен: “Да не слышится оно (имя других богов) из уст ваших” (Шмот 23:13).

Сказано в трактате Санхедрин (63б): “Запрет “Да не слышится оно из уст ваших” не относится к тайному “искусителю”, ведь о нем ясно говорится в другом стихе (Дварим 13:12): “И весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла...” (НД 16). Но это предостережение “подстрекателю”.

И так же сказано в книге Мехильта дэраби Ишмаэль: ”Да не слышится оно из уст ваших” – предостережение “подстрекателю”.

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями. В трактате Санхедрин (67а) говорится: “Подстрекающие город к служению идолам – приговариваются к побиению камнями”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в десятой главе трактата Санхедрин (111-113).

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше