Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Как встречать путника, прибывшего в город

Согласно правилам дерех эрец, путника, прибывшего в город, прежде всего, спрашивают, есть ли у него уже здесь место, где он сможет поесть и переночевать. Талмуд (Бава кама 92а) упоминает в связи с этим эпизод, когда Авраам и Сара, спасаясь от голода, пришли в Герар, где Сара была взята силой к плиштимскому царю Авимелеху. Тогда Авраам сказал ему: «…только нет в этом месте страха перед Б-гом» (Берешит 20:11). Пишет Раши (там): «О чем следует спрашивать путника, вошедшего в город? О том, нуждается ли он в еде и питье, или о жене?» Отсюда мы видим, что таков дерех эрец, и не только в силу заповеди гостеприимства, ибо у неевреев нет такой заповеди.

И по закону Торы амонитянин и моавитянин не могут войти в общину Б-жью из-за того, что они не встретили сынов Израиля хлебом и водой, когда те выходили из Египта, как сказано об этом в Торе (Дварим 23:5).

Не проверяем того, кто просит еды

Когда приходит бедняк и просит еды, его не проверяют, не обманщик ли он, и кормят немедленно (Бава батра 9а). Причина этого — муки голода: если станут его проверять и ему придется ждать, то, если он действительно бедняк, он будет терпеть напрасные страдания, а у пророка сказано: «…чтобы разделил ты с голодным хлеб твой…» (Йешаяу 58:7) — раздели с ним хлеб немедленно! Но когда он приходит и просит одежду, его проверяют. Когда нет готовой еды и нужно ее приготовить, то нельзя говорить голодному «подожди»; следует сказать, что дадут ему ее через короткое время. В Иерусалимском Талмуде рассказывается история о том, как один человек шел по дороге с дочерью в Йом кипур. Она попросила у отца пить, и он ответил: «подожди немного». Она вновь попросила, и он вновь ответил так же, и она умерла. Существует правило: тот, у кого есть хлеб в корзине (или он думает, что у него есть), то есть тот, кто в любой момент может удовлетворить свое желание, не считается голодным. Иерусалимский Талмуд (Йома 6:4) рассказывает, как однажды рав Мана отправился навестить в Йом кипур рава Хагая, который был нездоров. Сказал ему рав Хагай, что он испытывает жажду. Рав Мана ответил: «Если хочешь, можешь пить»; после этого рав Мана ушел. Через некоторое время он вернулся и спросил: «Что же мы будем делать с твоей жаждой?» Рав Хагай ответил: «Как только ты разрешил мне пить, моя жажда прошла!» В завершение рассказывает Талмуд, что рав Аха объявлял всегда в Йом кипур по завершении молитвы Мусаф, что каждый, у кого есть дома дети, должен сейчас идти домой и накормить их, чтобы не подвергать опасности.

Из сказанного ясно, что в летнее время в жарких странах, как, например, в Израиле, следует подавать гостю питье сразу же по его прибытии.

Как следует вести себя с гостем

Мы уже указывали несколько раз, что главное при исполнении заповеди воздаяния блага ближнему (хесед) — это всмотреться и правильным образом определить, что является истинным благом для получателя. Это особенно важно при исполнении заповеди гостеприимства, будь гость богат или беден, близок или далек.

Ниже приводятся правила, собранные автором из целого ряда книг (Хесед леАвраам, Сефер хасидим и др.), которые подчеркивают важность данного принципа.

1. Хозяин обязан выйти навстречу гостям и принять их; это, собственно, и называется приемом гостей (так мы учим в Авот дераби Натан 87).

2. Встречать гостей следует с радостью, приветливо, и все зависит от того, как будет сказано первое приветствие «Мир вам!», которое слышит гость сразу же по прибытии. Если же хозяина нет дома, и гостей принимает жена, она тоже должна принять их приветливо. Жена, когда она одна, может ввести их в дом только тогда, когда ей известно, что они соблюдают заповеди Торы (см. выше гл. 15 «Уважай и опасайся»). Если же мужа нет в городе, то в любом случае, даже когда гости — достойнейшие из людей, необходимо следовать всем правилам, вытекающим из запрета уединения (ихуд). Молодой женщине следует проявлять предосторожность даже в случае, когда формально этот запрет не нарушается. Для приема гостей (мужчин) в отсутствие мужа требуется, чтобы муж постоянно появлялся в доме, входя и выходя из него.

3. Хозяин обязан принять гостей по мере своих материальных возможностей и даже с их превышением. Не следует выставлять себя бедняком в глазах гостя (даже если хозяин действительно беден), а, напротив, человеком с достатком (Решит хохма,Дерех эрец, Шаар 4 п.23).

4. Хозяин должен спрятать подальше все свои заботы и не рассказывать гостю о своих горестях, чтобы не огорчать его. Ибо радовать и ободрять гостя — это интегральная часть заповеди гостеприимства.

5. Если гость ест с жадностью, не следует обращать на это внимания, и тем более, если он — голодный бедняк.

6. Важнейшее правило при приеме бедняков или странников — дать им вволю хлеба и другой сытной еды. Главное в этом случае не изысканность яств, а утоление голода.

7. Шульхан арух объясняет, что не следует смотреть на едящего и заглядывать в стоящую перед ним тарелку, чтобы не смутить его и не мешать ему есть досыта (Орах хаим 170:4). И хозяин должен предупредить об этом также детей и всех домочадцев.

8. Когда в доме находятся гости, хозяину подобает воздерживаться от придирок и резких замечаний, дабы гости не стеснялись есть в его доме, опасаясь, что он рассердится из-за чего-нибудь и пожалеет о съеденном ими (там же 170:6).

9. Когда гость рассказывает о чем-то или говорит слова Торы, не нужно оспаривать сказанное, ибо это сбивает гостя и неприятно ему. Терпеливое слушание является неотъемлемой частью заповеди воздаяния блага ближнему.

10. Не следует просить гостя сказать слова Торы, если нет уверенности, что тому есть что сказать. Точно так же не следует просить его петь в шабат, если неизвестно, умеет ли гость петь, и тем более, если у хозяина есть маленькие дети, которые могут начать смеяться и тем осрамят гостя.

11. Сразу после прибытия гостя необходимо показать гостю его комнату, а также туалет и место, где он может умыться.

12. Шульхан арух разъясняет, что за трапезой хозяин дома режет и раздает хлеб, чтобы щедрой рукой дать гостю добрую порцию (Орах хаим 167:14). Из этого ясно также, что предпочтительнее дать гостю полную тарелку с едой, чем поставить в центре стола большую миску, из которой каждый накладывает себе. Ибо в этом случае есть опасение, что гость постесняется взять столько, сколько потребно ему для насыщения.

13. Все, что хозяин дома делает для гостя, он должен сопровождать словами, что всех его стараний недостаточно для столь важного гостя.

14. Каждый, кто устраивает трапезу или принимает гостей, должен сам, насколько это возможно, их обслуживать, особенно если речь идет о трапезе, связанной с исполнением заповеди. Ибо заповедь, выполненная собственноручно, ценится больше, чем исполненная при посредстве других людей. И так написано в Торе об Аврааме: «…и он стоял под деревом возле них, и они ели» (Берешит 18:8) (И еще см. об этом Кидушин 41а).

Когда делаешь добро другому человеку

Важная часть заповеди гостеприимства — устранить у гостя то неприятное ощущение, которое испытывает каждый, получающий подарки от другого человека. Поэтому в общении с гостем следует подчеркивать, что, напротив, это он делает добро хозяину, давая тому возможность исполнить заповедь гостеприимства. Ральбаг отмечает, что именно так поступил Авраам, обращаясь к ангелам: «…Если я обрел благоволение в очах твоих, не пройди мимо раба твоего» (Берешит 18:3). И об этом сказали наши мудрецы: «Больше, чем хозяин дома делает для бедного, бедный делает для хозяина» (Ваикрараба 34:10).

Когда гость остановился надолго

Существует заповедь почитать гостя в меру своих материальных возможностей и даже с их превышением. Но правило это действительно, только если гость остановился в доме на короткое время. Однако если он надолго поселился в доме человека среднего достатка, то следует поступать согласно рекомендации мидраша: «Учит нас Тора дерех эрец. Принимая гостя, в первый день устрой ему особый прием и корми его птицей, во второй день — корми мясом, в третий день — рыбой, в четвертый — овощами, и так каждый день все проще, пока не будешь кормить его бобами» (как всех остальных домочадцев).

Мидраш несомненно учит нас разумному поведению в данной ситуации, чтобы гость не был в тягость хозяину. Если же этому совету не следовать, то, в конце концов, хозяин утеряет свое расположение к гостю и уже не будет заботиться о нем от всего сердца.

Рассказывают о благословенной памяти гаоне р. Шломо Эйгере (очень богатом человеке), который поставил своей жене условие не готовить для гостей каких-то особых кушаний. Он опасался, что, в противном случае, она откажется принимать гостей, если по какой-то причине ей не удастся приготовить для них щедрого и изысканного угощения. И всякий мудрый человек должен наблюдать за происходящим вокруг и предвидеть последствия всех своих шагов.

Как принимать родственников

Рассказывает Тора, что, когда Яаков пришел к Лавану, тот принял его в своем доме, «…и прожил он у него месяц» (Берешит 29:14). Говорит мидраш: «Учит нас Тора дерех эрец: Сколько времени должен человек заботиться о родственниках (бесплатно)? Месяц» (Мидраш раба).

Из этого мы видим, что Тора учит нас, как вести себя в самых разных жизненных ситуациях.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени