Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

Мы исполняли все больше и больше заповедей, и наша жизнь менялась. Каждую неделю у нас были гости. Мы никогда не скрывали ни от своих детей, ни от гостей перемены, происходящие в нашем образе жизни. В частности, дети знали, что наше прошлое отличается от прошлого родителей их друзей. Этот факт научил их необходимости — все время оценивать свою жизнь, искать и находить новые возможности приблизиться к Б-гу и точнее соблюдать Его требования.

Как-то мне довелось услышать замечательное объяснение текста молитвы, которую мы произносим три раза в день. Она начинается словами: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака, Б-г Яакова». Почему мы повторяем «Б-г» три раза? Почему не экономим время и не говорим проще: «Б-г Авраама, Ицхака и Яакова»?

Это объяснение говорит о многом. Ицхак, сын Авраама, вырос в самом почтенном доме, о каком только мог мечтать еврей. Что могло быть лучше дома Авраама и Сары? Где он мог лучше понять кто такой Б-г? Но Ицхаку было недостаточно учиться только у своих родителей. Они дали ему много, но Ицхак хотел также почувствовать необходимость Б-га внутри себя. Понять на основе собственного опыта, что он не может жить без веры в Б-га, не может выжить без безусловного следования Его заповедям. Б-г должен был стать для Ицхака его «собственным» Б-гом; Ицхак должен был проложить собственную тропу к Б-гу. Конечно, родители учили его, но ему было необходимо самому проделать этот путь.

В каждом поколении мы должны пройти этот путь сами, следуя по стопам наших предков. Это тот же Б-г, но каждый должен «найти» Его для самого себя.

Ребецин Юнграйс рассказывала нам трогательную историю последнего визита к своим родным — дедушке и бабушке — перед самым приходом нацистов. Маленькой девочкой, она сидела на коленях своего зейде и вдруг увидела, что на его Гемару капают слезы. Испугавшись, она побежала к отцу.

«Почему зейде плачет?» — спросила она.

Вместо ответа отец повел дочь на прогулку по глубокому снегу около дома. Он велел ей надеть теплое пальто и высокие сапоги и идти за ним по снегу след в след. Через некоторое время он остановился и спросил: «Почему я просил тебя ступать точно по моим следам?».

«Чтобы у меня была дорожка, по которой можно пройти».

«Вот поэтому зейде плачет. Своими слезами он прокладывает нам путь к Торе».

Каждому из нас необходимы «следы», указывающие дорогу. Но мы должны и двигаться сами, прокладывая себе путь к Б-гу — Б-гу Авраама, Б-гу Ицхака и Б-гу Яакова.

* * *

Как шли наши дела после 1974 года? Действительно ли мы изменились из-за того, что начали жить в согласии с Торой? Улеглось ли волнение, вызванное этими событиями? Стала ли наша жизнь иной, чем прежде?

Будучи еще новичками в этой жизни, мы с Леей выступили с небольшим докладом в одном из еврейских центров. На каком бы уровне соблюдения заповедей ни находились евреи, им нравится слушать рассказы о том, как и почему другие изменили свой образ жизни. Это ободряет и укрепляет их. Людей интересовал накопленный нами опыт, и мы довольно часто выступали на эту тему.

Обычно после выступлений наступала очередь «вопросов и ответов». Одна дама, как-то спросила, действительно ли мы уверены в том, что «это» сохранится надолго.

«Прошло около года с тех пор, как вы стали такими религиозными, — сказала она. — Считаете ли вы, что подобное настроение сохранится в течение следующих десяти или двадцати лет?». Такова была суть ее вопроса.

Откровенно говоря, это был недоброжелательный вопрос. Мне показалась, что жизнь ожесточила эту даму, и ей просто претил наш счастливый вид. Казалось, что целью ее вопроса было «выпустить воздух» из нашего воздушного шарика. Ну, а вы не можете позволить, чтобы такие вопросы сбивали вас с толку. По крайней мере, следует постараться не позволить им сделать это.

Я ответил ей, что после тридцати лет безрезультатных поисков смысла жизни мы не намерены покидать найденный нами замечательный сад. Наоборот, мы надеемся, что новая жизнь будет не только по-прежнему волнующей, но станет еще более захватывающей и интересной.

И именно так и произошло.

Обновление духовных и физических отношений мужа и жены, если они соблюдают законы Торы о чистоте семейной жизни, подобно всей жизни в целом. Если вы действительно посвятили себя Б-гу и Его Торе, то с каждым днем, с каждой секундой ваша способность проникновения в Его суть, в Его величие должна усиливаться. Каждый момент жизни должен быть следующей ступенькой лестницы, ведущей вверх.

Поиск путей выполнения заповедей Торы не имеет предела. Даже Моше не достиг его. В конце концов, это Тора Б-га, и никто не в состоянии полностью постичь Его замысел, не говоря уже о том, чтобы приблизиться к Б-гу или полностью исполнить все заповеди Его Торы. Но именно это и составляет суть величия. Всегда есть что делать, есть вершина, к которой нужно стремиться, необходимость самосовершенствования, возможность сделать больше для своих братьев и сестер, чтобы мир стал соответствовать Б-жественному замыслу.

Может быть, вы находите такой образ жизни тягостным? Нет, как раз наоборот. Подобная жизнь никогда не надоедает; всегда нужно что-то сделать, и каждое «нужное дело» является необыкновенно важным. Знаменитый греческий миф о Сизифе — это история жизни человека, который все время делал и продолжал делать нечто, не имеющее смысла — бесконечную и бесцельную работу. В древности египтяне обрекали сынов Израиля на муки, заставляя их строить города Питом и Рамсес, где возведенное днем за ночь погружалось в пески пустыни.

Но когда ваша жизнь наполнена делами, имеющими ясную цель, и достижение этой цели важнее всего на свете, это ведет вас к новым и новым высотам. Вас охватывает воодушевление, вы как бы движетесь вверх по некой лестнице, где очередная ступень возвышает, приносит новое понимание, и вы знаете, что подъем на следующую ступень даст вам еще больше.

Молитвы, простые молитвы. Давайте поговорим о молитвах. Мне хочется, чтобы вы знали: я считаю своей огромной победой, если мне удается произнести с подобающей сосредоточенностью и чувством хотя бы часть Шмоне эсре — основной молитвы каждой службы. Иногда, молясь, я погружаюсь в свои мысли. Но если мне удается постичь смысл хотя бы одного благословения и сосредоточиться на том, о чем я прошу, я считаю это большим достижением,

Теперь представьте себе, что мне удастся полностью сосредоточится, произнося два, три или десять благословений. Ведь тогда я смогу обратиться к Б-гу с просьбой о помощи и улучшить окружающий мир. Я уверен, что Б-г действительно улучшит мир. Он будет рад, что мы обращаемся к Нему с такой важной просьбой. Тогда я смогу осуществлять в действительности это благословение каждый день своей жизни. Ну, не здорово ли это!

«Исцеляй нас, Г-споди, и мы исцелимся; спасай нас, и мы будем спасены… полностью исцели все наши раны…». Если произнести эти слова с чувством, и при этом иметь в виду конкретных страждущих, а потом, может быть, навестить их в больнице… это так воодушевляет. И это лишь один, микроскопический аспект жизни по Торе. Представьте себе целый день, заполненный исполнением таких мицвот.

Это и есть полнокровная жизнь, наполненная работой для Главы всех глав, Хозяина всех хозяев, который видит все и вознаграждает нас за искреннее стремление выполнить Его волю. Ну, а как при этом зарабатывать себе на жизнь? Можно ли и в этом быть «на уровне»? Да, можно. Нужно понимать, что мы работаем, чтобы жить по Торе, чтобы служить Б-гу, проявлять милосердие, помогать нуждающимся, чтобы воспитывать детей, вдохновленных ценностями Торы. Если наши каванот (намерения), правильны и праведны, тогда все вокруг становится праведным и полным смысла.

Вот так я мог бы ответить на вопрос той леди, о которой упоминал выше.

И это то, чего мы пытались достичь, познакомившись с жизнью по Торе.

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.