Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8
По материалам газеты «Истоки»

Перед вами рассказ из недавней еврейской истории. Настолько недавней, что если сжать весь срок существования еврейского народа до размеров истории русской (к примеру), то получится, что произошел этот эпизод тридцать лет назад. Самое любопытное, что весь рассказ ­чистейшая правда, подтвержденная европейскими хрониками. Нам кажется, что его тема хорошо перекликается с темой нашей недельной главы. Итак, сюжет из «Рассказов времен Наполеона».

Большая красивая карета остановилась у ворот старого франкфуртского гетто. Открылась золоченная дверца, и на землю спустились двое: благородного вида старик и мальчик лет двенадцати, в блестящем камзоле, с миниатюрной шпагой на боку. Вокруг царило запустение; узкие улочки гетто, забитые горами мусора, пугали мрачной темнотой и сыростью. «Куда мы приехали, барон?» — недовольно спросил мальчик. «Тот, кто собирается править страной, — ответил старик, ­должен познакомиться с ее обитателями. Здесь живет одно из самых несчастных и обездоленных племен на земле — евреи. Посмотрим на них вблизи». Пока они разговаривали, из ближайшего дома вышел мальчик в поношенной, но чистой одежде и подошел к знатным путникам. «Если благородные гости не против, — сказал он, вежливо поклонившись, — я мог бы показать им достопримечательности нашего района». Предложение тут же было принято, и все трое отправились в поход по кривым извилистым улочкам. Еврейский мальчик оказался хорошим гидом. Он живо и подробно рассказывал о быте соплеменников, показал им ряд любопытных зданий, в том числе древнюю синагогу, поведал о былом величии своего народа. Время пролетело незаметно. «А теперь вам надо спешить, ­объявил он. — Сейчас закроются ворота гетто». И они отправились к выходу. Уже расставаясь, мальчик со шпагой спросил своего нового приятеля: «Когда ты родился?» — «Если считать по вашему календарю, то в 1764 году». — «Какое совпадение! — воскликнул гость. — Мы с тобой одногодки! Сознаюсь, ты мне понравился. Поэтому предлагаю тебе свою помощь. Если у тебя возникнут трудности, можешь обращаться ко мне. Меня зовут Вильгельм! Принц гессен-кассельский». — «Со своей стороны, — ответил маленький еврей, — я тоже могу предложить помощь принцу, если у него возникнут трудности. Меня зовут Меир Аншел». И оба мальчика весело рассмеялись…

Минули года. Еврейский мальчик вырос и стал крупным торговцем. Вырос и маленький принц, превратившись в ландграфа, а затем и курфюрста одной из самых богатых земель Германии. Жизнь снова свела их, и гессенский правитель предложил Меиру Аншелу пост придворного банкира, поскольку более верного человека на этот пост найти не мог.

Затем наступила череда Наполеоновских войн. Французская армия прошла по всей Европе, свергая троны и наводя новый порядок.

Однажды темной и дождливой ночью в дверь банкира постучали. Некто, скрывая лицо под шарфом и не называя имени, потребовал от привратника, чтобы тот сообщил хозяину о срочном визите. «Передай визитеру, — сказал хозяин слуге, — что уже поздно. Пусть придет завтра». И тут раздался громкий голос из прихожей: «Но ты же обещал, что в случае нужды я могу прийти к тебе за помощью!»

Разговор был кратким. «Французы, — сказал Вильгельм, — ищут меня. Я принял решение бежать. Все ценные бумаги беру с собой. Но остались драгоценности. Прошу, спрячь их у себя». С этими словами он поставил на пол тяжелый мешок — и исчез в ночи. Никого вокруг не было. Меир Аншел взвалил мешок на спину и спустился в сад, где за кустами жимолости был скрыт маленький пустой грот…

Никто не знает, откуда берутся слухи. Буквально на следующий день в дом банкира ввалился отряд французских гвардейцев: «Говори, где золото Вильгельма?» Как ни отпирался банкир, ничего не помогало. Гвардейцы обещали перевернуть всю усадьбу, а если понадобиться, то и применить физическое воздействие. «Будь по вашему», — вздохнул банкир и повел их в свой кабинет. Там он отодвинул в сторону большую картину, висевшую над письменным столом, и открыл сейф…

Прошло еще несколько лет. Отступили французы, стала возвращаться из-за рубежа местная знать. Прибыв на родину, курфюрст сразу же поспешил в дом банкира. Там он узнал от его сына, что верный придворный финансист несколько недель назад скончался. «А что с моими богатствами?» — воскликнул Вильгельм. «Они в целости, ваше величество», — ответил сын Меира Аншела. «Не может быть! Я слышал, их захватили французы!» — «Верно, захватили, но то было наше фамильное имущество. Еврейская традиция гласит: будь готов пожертвовать всем, что имеешь, но не нарушай своих обязательств»…

С этого эпизода началась история подъема семьи Ротшильд.

В Торе написано (Бемидбар, глава Матот): «Да не нарушит(человек) своего слова. Все, что вышло из его уст, — пусть выполнит!» И еще написано в Пирке Авот: «Об имуществе своего ближнего заботься, как о своем».


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.