Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Мишна, Танаим, Реувен Пятигорский
Тана (по-арамейски «учитель», во множ.числе танаим) —
мудрец эпохи составления Мишны. Мнения танаев относительно каждого положения еврейского закона приведены в Мишне и Барайте. Гемара отличает ученых двух эпох — танаим и амораим (последние жили в эпоху составления Талмуда). Эпоха танаев началась учениками Шамая и Илеля (в самом начале общепринятой эры летосчисления). Длилась она примерно двести лет, вместив в себя годы правления царя Ордуса (Ирода), разрушение Храма и восстание Бар-Кохбы. Завершилась эпоха во времена раби Йеуды Анаси, составителя и редактора Мишны, после чего началась эпоха амораев.
Период танаев обычно принято делить на пять поколений. Назовем имена наиболее выдающихся учителей и мудрецов.
Первое поколение: рабан Гамлиэль Азакен, Йонатан бен Узиэль,
рабан Шимон бен Гамлиэль, рабан Йоханан бен Закай, раби Цадок.
Второе поколение: рабан Гамлиэль из Явне, раби Доса бен Урканос, раби Элиэзер бен Урканос, раби Элазар бен Азария, раби Йеуда бен Батира, раби Йеошуа бен Хананья.
Третье поколение: раби Акива бен Йосеф, раби Тарфон из Лода, раби Ишмаэль, раби Йоханан, раби Йосе Аглили, раби Шимон.
Четвертое поколение: раби Меир, раби Йеуда бен Илай, раби Шимон бен Йохай, раби Йосе бен Халафта, раби Элазар бен Шамуа, раби Йеошуа бен Корха, рабан Шимон бен Гамлиэль.
Пятое поколение: раби Йеуда Анаси, раби Элазар бен Шимон.
Некоторые добавляют так называемое Шестое поколение. В него входят ученики раби Йеуды Анаси: раби Хия, раби Ошая, Рав и др.
Во времена амораев лица, состоявшие ассистентами при руководителях академий, также назывались танаим; в их функции входило не только доскональное знание всей Мишны, но и умение процитировать нужное место во время обсуждения соответствующего закона.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо