Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Тана (по-арамейски «учитель», во множ.числе танаим) —

мудрец эпохи составления Мишны. Мнения танаев относительно каждого положения еврейского закона приведены в Мишне и Барайте. Гемара отличает ученых двух эпох — танаим и амораим (последние жили в эпоху составления Талмуда). Эпоха танаев началась учениками Шамая и Илеля (в самом начале общепринятой эры летосчисления). Длилась она примерно двести лет, вместив в себя годы правления царя Ордуса (Ирода), разрушение Храма и восстание Бар-Кохбы. Завершилась эпоха во времена раби Йеуды Анаси, составителя и редактора Мишны, после чего началась эпоха амораев.

Период танаев обычно принято делить на пять поколений. Назовем имена наиболее выдающихся учителей и мудрецов.

Первое поколение: рабан Гамлиэль Азакен, Йонатан бен Узиэль,

рабан Шимон бен Гамлиэль, рабан Йоханан бен Закай, раби Цадок.

Второе поколение: рабан Гамлиэль из Явне, раби Доса бен Урканос, раби Элиэзер бен Урканос, раби Элазар бен Азария, раби Йеуда бен Батира, раби Йеошуа бен Хананья.

Третье поколение: раби Акива бен Йосеф, раби Тарфон из Лода, раби Ишмаэль, раби Йоханан, раби Йосе Аглили, раби Шимон.

Четвертое поколение: раби Меир, раби Йеуда бен Илай, раби Шимон бен Йохай, раби Йосе бен Халафта, раби Элазар бен Шамуа, раби Йеошуа бен Корха, рабан Шимон бен Гамлиэль.

Пятое поколение: раби Йеуда Анаси, раби Элазар бен Шимон.

Некоторые добавляют так называемое Шестое поколение. В него входят ученики раби Йеуды Анаси: раби Хия, раби Ошая, Рав и др.

Во времена амораев лица, состоявшие ассистентами при руководителях академий, также назывались танаим; в их функции входило не только доскональное знание всей Мишны, но и умение процитировать нужное место во время обсуждения соответствующего закона.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.