Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Многие из нас никак не могут привыкнуть к тому, что в Израиле их называют «русскими». Они говорят примерно следующее: там нас дразнили евреями, жидами, а здесь обзывают «русскими», разве не обидно?

Нет, не обидно. Надо знать, что такой обычай существует в нашем народе с незапамятных времен. Мы всегда — по крайней мере в последние два тысячелетия — рассеяны среди других народов. Когда же собираемся вместе, само собой получается, что мы приобретаем среди прочих и характеристику по месту происхождения. Само наличие в нашей среде двух общин — ашкеназской и сефардской — имеет такую же природу: различие по странам исхода. Ашкеназ — так называлась Германия. Сфарад — Испания. Два этих главных центра и стали нарицательными именами двух общин. Ашкеназами зовутся евреи с европейскими корнями, т.е. ведущими происхождение от тех семей, что жили в общинах, рассеянных по всей христианской Европе. Сфарадим — это те, кто является потомками евреев, изгнанных из Испании или перенявших их обычаи.

Такую же структуру имеют многие еврейские фамилии, образованные по географическому признаку. Все они вначале были кличками, закрепившимися затем в качестве родового признака. Голлендер, Берлинер, Франк, Дойч, Белоцерковский, Чернобыльский, Альфаси и пр. ­все это клички, данные по городам, откуда прибыли евреи. Даже в древние времена многие известные раввины и ученые не избежали подобных имен. Великого Илеля (Гилеля) звали Бавли, что означает — вавилонец. Но ничего обидного он в этом не видел.


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.