Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
По материалам газеты «Истоки»

Многие из нас никак не могут привыкнуть к тому, что в Израиле их называют «русскими». Они говорят примерно следующее: там нас дразнили евреями, жидами, а здесь обзывают «русскими», разве не обидно?

Нет, не обидно. Надо знать, что такой обычай существует в нашем народе с незапамятных времен. Мы всегда — по крайней мере в последние два тысячелетия — рассеяны среди других народов. Когда же собираемся вместе, само собой получается, что мы приобретаем среди прочих и характеристику по месту происхождения. Само наличие в нашей среде двух общин — ашкеназской и сефардской — имеет такую же природу: различие по странам исхода. Ашкеназ — так называлась Германия. Сфарад — Испания. Два этих главных центра и стали нарицательными именами двух общин. Ашкеназами зовутся евреи с европейскими корнями, т.е. ведущими происхождение от тех семей, что жили в общинах, рассеянных по всей христианской Европе. Сфарадим — это те, кто является потомками евреев, изгнанных из Испании или перенявших их обычаи.

Такую же структуру имеют многие еврейские фамилии, образованные по географическому признаку. Все они вначале были кличками, закрепившимися затем в качестве родового признака. Голлендер, Берлинер, Франк, Дойч, Белоцерковский, Чернобыльский, Альфаси и пр. ­все это клички, данные по городам, откуда прибыли евреи. Даже в древние времена многие известные раввины и ученые не избежали подобных имен. Великого Илеля (Гилеля) звали Бавли, что означает — вавилонец. Но ничего обидного он в этом не видел.


Алия — переезд в Землю Израиля. Буквально переводится как «подъем», от корня «лаалот» – «поднимать». Конечно, в первую очередь подразумевается подъем духовный. Так как Земля Израиля – особое место, пребывание в ее границах способствует духовному подъему человека при соблюдении определенных условий. Но если условия не соблюдаются, алия вместо подъема может привести к обратному результату. Читать дальше

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

От внучки и дочери 2

Журнал «Мир Торы»

Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.

Раби Хаим бар Авраам-Йосеф Крайзвирт

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Машгиах расположенной в Бней-Браке ешивы Поневеж, выдающийся мыслитель и педагог р. Элияу Деслер (Михтав миЭлияу) был настолько поражен личностью р. Крайзвирта, что немедленно написал восторженное письмо своим друзьям в Англии: «Я нашел здесь молодого гения, который занимается в колеле в Петах-Тикве. Он обладает совершенными познаниями в обоих Талмудах и является глубочайшим аналитиком как в области алахи , так и в области агады. В нашем поколении я не видел никого, подобного ему» (там же)

Сар-Шалом бар Ицхак Шараби

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.