Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Высказывания наших мудрецов о неправде

Есть среди заповедей Торы одна, о которой можно сказать, что она дана в несколько странной форме: «От неправды удались». В смысле ­держись подальше. (Написано не просто мин ашекер, «от лжи», но мидвар шекер, от ложного дела; т.е. от неправды как на словах, так и в поступках — от любого неправдивого действия, ОТ НЕПРАВДЫ вообще.) Сама по себе эта заповедь понятна: нельзя обманывать, врать, вводить людей в заблуждение. Но что за форма запрета — удались! Нигде больше не сказано: удались от воровства, удались от убийства, удались от поедания некашерной пищи. Все запреты даны в конкретной форме: не воруй, не грабь и т.д. И вдруг — удались от неправды. Почему?

В книге «Ахинух» читаем: Тора использует здесь термин

удаление для того, чтобы подчеркнуть всю пагубность и отвратительность лжи, от которой надо в прямом смысле держаться подальше. Ибо грех совершает не только тот, кто произносит лживые слова, но и тот, кто их слушает. Не склоняйте свое ухо ко лжи!

Но откуда слушателю дано знать, что его обманывают? Как узнать, что правда, а что ложь? Обладай мы способностью распознавать ложь в словах, к нам обращенных, — последняя бы исчезла. Люди бы разучились обманывать друг друга.

Но поэтому и сказано: удались! Не имей дело ни с чем, в чем можно заподозрить неправду. Как сказали наши мудрецы: «Удались от всего отвратительного и подобного ему».

Книга «Ахинух» продолжает: неправда отвратительна всем, все люди видят ее нечистоту. Нет в мире ничего хуже ее. Поэтому и говорят, что на том, кто ее творит, лежит не благословение, а проклятие. Почему так строго? Да потому что Творец мира Сам является правдой. И все, что с Ним, что заодно с Ним, — все это тоже правда. И нет благословения с теми, кто не уподобляют свои поступки действиям и свершениям Всевышнего, с теми, кто не пытаются творить правду. Более того, на таких людях — на лжецах, врунах и обманщиках — лежит проклятие. Изменили своей природе? поменяли свои изначальные качества на противоположные? предали правду и увлеклись ложью? — получайте проклятие вместо благословения. Мера за меру.

Так происходит с тем, кто на пустом месте вместо радости сеет в мире печаль, вместо покоя плодит озабоченность и раздражение. На него падут и озабоченность, и проблемы, и споры с ближними, и неудовлетворенность от жизни. Таков удел злодея.

Еще древние мудрецы предупреждали о пагубности неправды и того, к чему она ведет, а также о том наказании, которое ожидает лжецов: «Коротка жизнь обманщика», «Убийца и лжец не проживут (отмеренную им) жизнь», «Неправда плодит число вдов и вдовцов», «Лжец подвергает опасности свою жизнь и жизнь своих детей», «Нет лекарства от неправды», «Ложь задерживает спасение».

И может быть, самое строгое наказание из всех: у неправдивого человека нет доли в грядущем мире. Почему так строго? Потому что грядущий мир, по выражению наших мудрецов, — мир правды. Там нет места ни для лжи, ни для какой-либо неясности или замутненности, там все понятно и открыто.

В конце молитвы Амида мы просим: «Убереги (останови) мой язык от зла и мои уста от ложных речей». В завершающие слова молитвы всегда ставятся наиболее важные слова. Жизнь в грядущем мире ­вечна. Но чтобы ее получить — надо заслужить ее своими поступками в нашем мире, при нашем материальном существовании, там, где есть и правда, и ложь. Так вот, ложь лишает нас возможности удостоиться будущей жизни в мире, целиком сделанным из правды. Обманщик — даже если он знает Тору, даже если он совершает благовидные поступки — в мир правды пропуска не имеет.

Справедливость, положенная в основу Творения, требует, чтобы тот, кто обманывает других, был обманут на Суде. Но разве может Высший Суд судить обманным образом, не по справедливости? Хороший вопрос, но как раз в нашем случае это и есть справедливость: ты обманывал — и в результате судишься «по обману». Т.е. не спрашивай, за что получаешь то или иное наказание, которое вроде не соответствует твоим поступкам! Да, ты прав, не соответствует, но разве не ты сам обманывал других? Неправда, которую ты ввел в мир, привела к спорам между людьми, к взаимному непониманию, она как бы разрушала мир, созданный на основе правды. Теперь ты получаешь то же самое.

Об этом сказали наши учителя: «Обманщик подобен мертвецу. Ибо живой отличается от мертвого умением говорить; отказался от своих слов (обманул) — отказался от жизни».

Слово эмет, «правда», на иврите состоит из трех букв: алеф, мем, тав. Даже маленькая ложь уничтожает правду. Отказ от одной буквы — от алефа — приводит к «смерти», мет.

Сказано, что на трех основах покоится мир, и одна из этих основ ­правда. Уничтожающий правду подрывает основы мира.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.