Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Высказывания наших мудрецов о неправде

Есть среди заповедей Торы одна, о которой можно сказать, что она дана в несколько странной форме: «От неправды удались». В смысле ­держись подальше. (Написано не просто мин ашекер, «от лжи», но мидвар шекер, от ложного дела; т.е. от неправды как на словах, так и в поступках — от любого неправдивого действия, ОТ НЕПРАВДЫ вообще.) Сама по себе эта заповедь понятна: нельзя обманывать, врать, вводить людей в заблуждение. Но что за форма запрета — удались! Нигде больше не сказано: удались от воровства, удались от убийства, удались от поедания некашерной пищи. Все запреты даны в конкретной форме: не воруй, не грабь и т.д. И вдруг — удались от неправды. Почему?

В книге «Ахинух» читаем: Тора использует здесь термин

удаление для того, чтобы подчеркнуть всю пагубность и отвратительность лжи, от которой надо в прямом смысле держаться подальше. Ибо грех совершает не только тот, кто произносит лживые слова, но и тот, кто их слушает. Не склоняйте свое ухо ко лжи!

Но откуда слушателю дано знать, что его обманывают? Как узнать, что правда, а что ложь? Обладай мы способностью распознавать ложь в словах, к нам обращенных, — последняя бы исчезла. Люди бы разучились обманывать друг друга.

Но поэтому и сказано: удались! Не имей дело ни с чем, в чем можно заподозрить неправду. Как сказали наши мудрецы: «Удались от всего отвратительного и подобного ему».

Книга «Ахинух» продолжает: неправда отвратительна всем, все люди видят ее нечистоту. Нет в мире ничего хуже ее. Поэтому и говорят, что на том, кто ее творит, лежит не благословение, а проклятие. Почему так строго? Да потому что Творец мира Сам является правдой. И все, что с Ним, что заодно с Ним, — все это тоже правда. И нет благословения с теми, кто не уподобляют свои поступки действиям и свершениям Всевышнего, с теми, кто не пытаются творить правду. Более того, на таких людях — на лжецах, врунах и обманщиках — лежит проклятие. Изменили своей природе? поменяли свои изначальные качества на противоположные? предали правду и увлеклись ложью? — получайте проклятие вместо благословения. Мера за меру.

Так происходит с тем, кто на пустом месте вместо радости сеет в мире печаль, вместо покоя плодит озабоченность и раздражение. На него падут и озабоченность, и проблемы, и споры с ближними, и неудовлетворенность от жизни. Таков удел злодея.

Еще древние мудрецы предупреждали о пагубности неправды и того, к чему она ведет, а также о том наказании, которое ожидает лжецов: «Коротка жизнь обманщика», «Убийца и лжец не проживут (отмеренную им) жизнь», «Неправда плодит число вдов и вдовцов», «Лжец подвергает опасности свою жизнь и жизнь своих детей», «Нет лекарства от неправды», «Ложь задерживает спасение».

И может быть, самое строгое наказание из всех: у неправдивого человека нет доли в грядущем мире. Почему так строго? Потому что грядущий мир, по выражению наших мудрецов, — мир правды. Там нет места ни для лжи, ни для какой-либо неясности или замутненности, там все понятно и открыто.

В конце молитвы Амида мы просим: «Убереги (останови) мой язык от зла и мои уста от ложных речей». В завершающие слова молитвы всегда ставятся наиболее важные слова. Жизнь в грядущем мире ­вечна. Но чтобы ее получить — надо заслужить ее своими поступками в нашем мире, при нашем материальном существовании, там, где есть и правда, и ложь. Так вот, ложь лишает нас возможности удостоиться будущей жизни в мире, целиком сделанным из правды. Обманщик — даже если он знает Тору, даже если он совершает благовидные поступки — в мир правды пропуска не имеет.

Справедливость, положенная в основу Творения, требует, чтобы тот, кто обманывает других, был обманут на Суде. Но разве может Высший Суд судить обманным образом, не по справедливости? Хороший вопрос, но как раз в нашем случае это и есть справедливость: ты обманывал — и в результате судишься «по обману». Т.е. не спрашивай, за что получаешь то или иное наказание, которое вроде не соответствует твоим поступкам! Да, ты прав, не соответствует, но разве не ты сам обманывал других? Неправда, которую ты ввел в мир, привела к спорам между людьми, к взаимному непониманию, она как бы разрушала мир, созданный на основе правды. Теперь ты получаешь то же самое.

Об этом сказали наши учителя: «Обманщик подобен мертвецу. Ибо живой отличается от мертвого умением говорить; отказался от своих слов (обманул) — отказался от жизни».

Слово эмет, «правда», на иврите состоит из трех букв: алеф, мем, тав. Даже маленькая ложь уничтожает правду. Отказ от одной буквы — от алефа — приводит к «смерти», мет.

Сказано, что на трех основах покоится мир, и одна из этих основ ­правда. Уничтожающий правду подрывает основы мира.


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»