Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Сказано в Талмуде: «Тот, кто хочет брать (то есть принимать благодеяния от других людей), — пусть берет, как это делал Элиша» (Брахот 10б). Хоть и сказал царь Шломо: «…ненавидящий дары жить будет» (Мишлей 15:27), — тем не менее тому, кто находится в дороге, или вследствие иной нужды, разрешается принимать благодеяния от других людей, и даже богатому, ведь и Элиша тоже был богат (все пророки были богаты, как сказано в Талмуде — Недарим 38а).

Однако тот, кто получил что-либо от другого, должен постараться сделать что-нибудь для дающего или по крайней мере благословить его (чтобы не воспитывать в себе дурное качество — считать, что все кругом ему обязаны: «мое — мое, и твое — мое» (Авот 5:10), а также из обязанности воздавать долг благодарности).

Тот же, кто не желает брать у других, вправе поступать так, и это не является проявлением гордости или высокомерия. Но если он видит, что товарищ хочет дать ему от всего сердца, и знает, что подарок в пределах его возможностей и не отягощает его, то лучше не отказываться и принять подарок один раз, как сказал об этом раби Пинхас бен Яир: «Евреи — святой народ, и достойны они того, чтобы можно было взять у них» (Хулин 7б).

Трапеза, недостаточная для самих хозяев, и трапеза скупца

Следует остерегаться, чтобы не есть там, где еды недостаточно для самих хозяев; наши мудрецы определили это как авак гезель (действие с легким налетом воровства) (Рамбам, Законы тшувы).

И точно так же запрещено брать что-либо у человека, который дает не от всего сердца и жалеет то, что дает (Сота 38б).

(Вся эта глава основана на книге Орах мейшаримШульхан арух аль мидот, гл. 18 п.п. 1—4,7,18).

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?