Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как уместить огромное море в одной маленькой капле

Один язычник, заинтересовавшийся иудаизмом, стал знаменит, задав только один вопрос.

— Объясните мне всю мудрость Торы «на одной ноге» — в нескольких фразах! — попросил он великого мудреца Илеля.

Похоже прозвучала бы просьба налить океан в стакан. Однако с подобной проблемой — сложной и увлекательной — сталкиваются все, кто преподает Шлом Байт — учение о том, как создать счастливую еврейскую семью. Одна из старейших преподавательниц этой дисциплины рабанит Эстер Гринберг составила список из тринадцати важнейших тем, являющихся базой для построения хорошей семьи:

1. Духовная взрослость — умение выстоять в будничных проблемах и испытаниях.

2. Умение давать — основа счастья и любви.

3. Общение, укрепляющее взаимосвязь, — инструмент для создания настоящей близости между супругами.

4. Главное и второстепенное в жизни. Ведение домашнего хозяйства и шкала предпочтений.

5. Роль жены и матери в еврейской семье. Самоопределение и самоуважение женщины.

6. Выражение лица.

7. Благодарность.

8. Удовлетворенность — антипод зависти.

9. Скромность. Внутренняя и внешняя.

10. Критика и ссоры. Как их избежать.

11. Расторопность. Правильное ведение домашнего хозяйства.

12. Милосердие.

13. Гибкость.

«А теперь — иди и учись», — сказал тому нееврею Илель, после того как ответил на его вопрос.

Моя серия статей о еврейской семье будет посвящена объяснению каждого из вышеперечисленных тринадцати принципов. Я постараюсь рассказать также и о том, как ими пользоваться на практике.

Духовная взрослость определяется умением выстоять в будничных проблемах

Первым испытанием Авраама, о котором подробно говорится в Торе, стал приказ Творца, повелевшего ему: «Иди себе!» Читавший главу «Лех Леха» помнит, что Всевышний сказал нашему праотцу идти в новую страну. До этого в Торе намеком описывается куда более героическая история. Молодой Авраам, не согласившись поклоняться идолам, ступает в горящую печь. Почему с точки зрения Торы цена такого великого подвига оказывается меньше, чем довольно тривиальный переезд в другую страну?

Объясняют наши мудрецы, что намного тяжелее постоянно делать незаметные будничные дела правильно и хорошо, чем один раз совершить подвиг. Все мы помним, что «любовная лодка» может разбиться о быт, и влюбленность способна умереть, споткнувшись о мелочь.

Я знаю одну семью, в которой супруги чуть не развелись из-за того, что не могли решить вопрос об использовании тюбика зубной пасты:

— Все знают, что тюбик надо разглаживать, а она его закручивает!

Я видела пару, решавшую серьезную проблему: кто закроет окно в спальне? Знаю и другую семью, в которой муж и жена выясняли, надо ли вообще его закрывать?

Однажды ко мне на консультацию пришли супруги, которые не могли договориться, в каком порядке ставить на полке книги и какими специями пользоваться при приготовлении еды! Не думайте, что это несерьезно! Люди развелись.

Конечно, никто не признается, что причина ссор и разрушения семьи в том, кому выносить мусор или какую еду готовить. Мы все достаточно интеллигентны, чтобы объяснить глубокие нравственные противоречия, которые только выявляются в этих ситуациях. Кроме того, бытовые вопросы не являются мелочами! Это очень-очень важно!

Рассказывают об одном известном раввине из Бней Брака, который возглавлял ешиву в этом городе. Однажды за советом к нему пришли молодые супруги: его ученик с женой, которые не могли решить, кто обязан выносить мусор.

— Поймите, уважаемый рав, — объясняла жена, я просто не успеваю утром среди забот: сборов детей в школу, приготовления завтраков и тому подобного — еще и выносить помойное ведро.

— Но вы же видите, уважаемый рав, — говорил муж, — я важный человек, целый день учу Тору, и вдруг буду бегать с мусором!

Рав сказал, что их проблема действительно очень глубока, и он должен подумать, как им помочь. На следующее утро в дверь квартиры, где жила эта семья, позвонили. На пороге стоял рав.

— Давайте мне скорее ваш мусор. У меня тоже не очень много свободного времени, но я точно знаю, что мир в семье важнее всего на свете!

Что же с нами происходит? Почему так тяжело действительно жить вместе? Откуда чувство страшного разочарования, обиды, обмана?

Это взросление. В младенчестве ребенок уверен, что мир — это он. У него есть мама — вообще-то часть него самого, которая греет, кормит, любит, играет с ним, то есть делает все, что ему нужно. Чем старше ребенок становится, тем больше понимает, что он только часть мира. И рядом с ним живет много других людей со своими желаниями. Они по-другому смеются и плачут, отдыхают и едят, развлекаются и говорят. Ребенок быстро учится тому, что нужно по-разному обращаться с одноклассниками и мамой, продавцом в магазине и доброй тетушкой, приехавшей на день рождения. Однако это не означает, что процесс взросления завершен. Практически в каждом взрослом сидит остаточное младенческое чувство и привычное детское представление о собственной единственности и исключительности: «Я — это мир. Я — это правильно».

Соответственно, не я — не правильно. Мы часто думаем в рамках этого стереотипа. Например:

— Я учился в институте, а он — в училище. Он «второй сорт». Не потому, что училище — плохо, а потому, что Я учился в институте!

— Я мужчина, а она женщина. Она «второй сорт». Нет, женщиной быть не так уж плохо, наверное, но то ли дело мужчины. Ведь Я же мужчина!

— Я считаю, что надо делать ТАК. Он думает по-другому. Наверняка, он не прав! Это ясно и невозможно думать иначе!

Создавая семью, человек уверен, что встретил ЕЕ — свою половину, того идеального человека, который его понимает и ценит, который пройдет с ним по жизни «нога в ногу». Когда же мы обнаруживаем, что рядом находится ДРУГОЙ человек, то чувствуем себя обманутыми, даже преданными, потому что другой для неповзрослевшего сознания — это ПЛОХОЙ. Мы страдаем, мучаясь от осознания своего «неверного» выбора:

— Как же мог я, такой хороший, ошибиться и выбрать пару столь неудачно!

И вместо конкретного ведра для мусора, окна или тюбика с пастой видим Страшное Чудовище, Которое Не Понимает Элементарных Вещей.

Взрослый знает, что вокруг него богатый и разнообразный мир, который ему интересен. Никто из нас не захотел бы жить со своим отражением в зеркале. Отличия между мужем и женой делают жизнь увлекательной. Они ставят задачи и требуют усилий для их разрешения. Они помогают нам изучить другого, а еще больше — себя, расширить рамки, в которых мы живем, стать более свободными.Что же делать, чтобы бытовые проблемы, «мелочи» не мешали нам жить?

(Хочу сразу оговориться. Все советы, которые я даю — очень общие. Их невозможно сравнить с индивидуальной работой. Есть люди, которым этого достаточно, многим нужно большее. Но в любом случае в работе над собой ценен и дает хорошие результаты даже самый маленький шаг!)

Совет первый.

Когда вы натыкаетесь на бытовую проблему, не позволяйте себе пристраивать к ней целую теорию о «неполноценности» супруги или супруга. Скажите себе: сейчас речь именно об этой конкретной вещи. Например, размышляя о смысле жизни над переполненным мусорным ведром, говорите себе:

— Нет, он не злодей и не бросил меня на произвол судьбы. Он только не вынес мусор.

Совет второй.

Написано в Пиркей Авот: «Мудрый видит зарождающееся». Это означает, что мы можем смотреть на вещи как «близким» зрением, так и «дальним». Обдумывая неправильное, по-вашему, поведение мужа, подумайте: «Что я могу выиграть сейчас?» Рассуждайте приблизительно таким образом:

— Если я заставлю мужа вынести мусор, что этот шаг принесет впоследствии: выигрыш или проигрыш? В какой пропорции? Исходя из этого, как мне стоит себя вести? Например.

— Если я все-таки заставлю мужа вынести мусор, устроив сцену, что будет дальше?

Один из вариантов развития событий: он очень обидится и станет относиться ко всей домашней работе как к наказанию.

Совет третий.

Я слышала от р. Мецгера, что Первый Храм — это семья мужа, Второй Храм — семья жены, Третий Храм — собственно «оригинальная» семья. Мы знаем, что Первый и Второй Храмы были разрушены. Молодая семья, пытающаяся только копировать стиль своих родителей, также обречена, ведь муж и жена выросли в абсолютно разных семьях!

Я знаю одну пару, которая никак не могла снять квартиру. В представлении женщины минимумом для молодой семьи была пятикомнатная квартира, именно в такой она жила вместе со своими родителями. Ее муж честно искал «что-то маленькое», похожее на двухкомнатную квартирку, в которой сам вырос.

Единственный способ найти компромисс — строить Третий Храм, то есть возводить собственное здание семейного счастья. И когда человек понимает, что любой его взгляд на проблему не обязательно окончателен и абсолютно верен, он способен вместе со своим партнером найти оптимальное решение. Это требует открытости и творчества, но, может быть, именно поэтому Всевышний создал мужчин и женщин такими разными, что желал, чтобы мы развили в себе открытость, творчество, стремление духовно расти и становится лучше.

Семейный консультант Эстер оффенгенден, из журнала «Мир Торы», Москва


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше