Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Содержание главы. Бунт Кораха и его сообщников против Моше и Аарона: Корах, двоюродный брат Моше, протестует против законов по наследованию священничества и распределению ролей при работе Храма; он считает себя обойденным (Бемидбар 16:1—11). Моше призывает к себе Датана и Авирама, присоединившихся к бунту Кораха; те отказываются прийти (16:12—15). 250 бунтующих евреев готовятся принести воскурения в Храме (16:16—22). Народ отступает от бунтовщиков; раскалывается земля и пожирает Кораха с сообщниками; возникший пожар сжигает восставших, которые держат в руках совки для воскурения (16:23—35). Предупреждение будущим поколениям не восставать против священничества; в память о том событии совки бунтовщиков идут на покрытие жертвенника (17:1—5). Новый ропот недовольства в среде евреев; мгновенная эпидемия уносит жизни 14700 человек; Аарон спасает народ (17:6—15). Руководителям колен приказано принести к Храму свои посохи; вместе с посохом Аарона их кладут в Соборном шатре; чудо с посохом Аарона указывает, что только он достоин стать главой рода священников-коэнов (17:16—24). Посох Аарона кладется на сохранение — в память потомкам (17:25—27). Права и функции коэнов и левитов (18:1—7). Доли коэнов и левитов:24 приношения для коэнов (18:8—20); вместо земельного надела в Стране левиты получают от остальных колен право на десятину с каждого урожая (18:21—24); от полученной доли левиты обязаны отделять «труму» для коэнов (18:25—32).

Главная тема главы — восстание Кораха. Для многих русскоязычных читателей это имя ничего не говорит. Но те, кто свободно пользуется ивритом, знают, насколько распространены идиомы «богат как Корах», «богатства как у Кораха». В каждом народе есть свои выражения, призванные показать удивительное богатство человека; в России говорят «богат как Крез» (почему-то ссылаясь на легендарного царя древней Лидии, разбитого персами, тоже древними). В народе Израиля вошла в обиход поговорка про Кораха. Мидраш рассказывает, что он в самом деле был фантастически богат. Все у него было. Кроме власти. Купить он ее не мог, поэтому попытался захватить. Не силой, а демагогией. Он, правда, считал последнюю «легитимной политической борьбой». Апеллировал к народу, призывал к реформам, показал себя способным популистом. Кто-то за ним пошел, у кого-то его лозунги вызывали отвращение. Сила его была, по крайней мере в начальный период, в том, что он якобы защищал народные интересы. Но ничего, кроме власти как таковой, его не интересовало. Чем он кончил, мы знаем. И все же ­почему именно его имя вошло в поговорку? Почему в память народную он вошел именно как богач, а не как бунтовщик? Отвечает знаменитый раби Барух Мордехай Лифшиц из Шедлица, крупный авторитет Торы второй половины прошлого века: судьба многих баснословных богатств и капиталов печальна; живет богач, все думают, что у него миллионы; он умирает, и вдруг оказывается — не настолько он был богат. Но не таким было состояние Кораха. Мидраш рассказывает, что ни до него, ни после никто не обладал такими сокровищами, как он. Лидийскому Крезу ничего подобного и не снилось. Тора пишет (16:33): «И сошли они живыми (спустились) со всем, что им принадлежало, в преисподнюю». Это было настоящее богатство, о котором свидетельствует сама Тора. Потому и вошел Корах в поговорку, как богатый человек, а не как бунтовщик и смутьян, ибо смутьянов после Кораха среди евреев всегда хватало. Нам же надо заметить, насколько призрачным оказывается обладание даже настоящим, великим богатством, если оно не может удержать человека от опрометчивых поступков. Уж насколько, кажется, мы привыкли считать, что деньги дают человеку независимость. Но независимость оказывается кажущейся, не спасает она человека от рабства перед своими собственными страстями. Пример? — Корах! Выступил он против Торы и потерял все: богатство, жизнь и доброе имя. Все, что осталось ­поговорка в народе. Скажите, для этого он собирал свое богатство?

Есть у евреев такое умение — составлять капиталы, делать деньги, уметь работать и зарабатывать. Богатыми были наши праотцы. Написано,

что земля не могла нести все стада Авраама. Ицхак сеял зерно и получал урожаи сам-сто. Яаков тоже не бедствовал. И у царя Шломо богатств хватало, чтобы войти в поговорку. Много было у нас магнатов, настоящих капиталистов, ротшильдов и прочих «сильных мира сего». Но никогда

ни одно богатство не принесло счастье своему обладателю, если он собирал его для того, чтобы только собрать! Богатство — тяжелое испытание. Многие полагают: дайте мне выиграть в Лото, и уж я-то сумею правильно распорядиться деньгами. Простая статистика показывает, что не все нашли счастье на этом пути. Нищета унизительна, она пригибает человека к земле; но богатство иногда хуже: оно подчас ломает человека, уничтожает его. Что надо делать с деньгами, как ими распорядиться? Согласно иудаизму, деньги, попавшие в руки богачу, ­это канал (цинор), по которому Всевышний помогает бедным. Если богач не хочет помогать бедным евреям, он будет тем же самым богатством разбит. Но если он помогает неимущим, обильно жертвует на разные начинания, позволяющие евреям соблюдать Тору, учить ее, тогда благословение, которое на него снизошло, не иссякнет. Были такие богатые люди в России, есть они и сейчас в Израиле, Америке, Канаде. В той же новой России поднимается новый класс еврейских магнатов. Их будущее — в их руках. Не забудут, что они евреи, будет им благословение в любом начинании. Забудут — пропадут как Корах, которого от падения не удержала слава самого богатого человека земли.


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше