Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведники, воистину служащие Всевышнему, получают наслаждения Будущего мира уже в этом мире»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Хаей Сара
По материалам газеты «Истоки»

История издавна привлекала евреев. Уже Танах полон исторических сведений, хотя мы изучаем его отнюдь не как исторический памятник. К первым по-настоящему историческим сочинениям можно отнести

Книги Маккавеев, не вошедшие в свод Святых книг (2 век до н.э.). Занимался историей и философ Филон Александрийский, живший в конце эпохи Второго Храма. А славу одного из самых выдающихся историков древности стяжал Иосиф Флавий, воссоздавший хронику событий Иудейской войны.

Средние века обогатили еврейскую историческую науку таким трудами как знаменитая «Седер Олам Раба» (о ней мы уже писали), «Послание» рава Шриры-гаона (конец 10 века, Вавилония), сочинение Авраама ибн Дауд «Сефер Акабала» (12 век, Толедо), книга Авраама Закуто «Сефер Аюхасин» (15 век) и др.

На востоке многие еврейские общины вели летописи и хроники. В общинах Европы из-за жестоких гонений вместо летописей составлялись описания преследований и погромов. По существу, вся история европейского еврейства нам известна из этих мартирологов. Они представлены записями очевидцев о резне евреев первыми крестоносцами (11 и 12 века), украинскими казаками (1648—49) и пр.

Из систематических трудов упомянем выдающийся труд Ицхака Алеви (1847—1914) под названием «Дорот Аришоним», посвященный истории развития талмудической науки. Уроженец Вильны, этот блестящий ученый оставил Россию и переехал во Франкфурт, где приступил к изданию своего многотомного труда, откуда мы и поныне черпаем сведения, представленные вам, в частности, на страницах «Истоков».


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.