Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Еврейская история, Книги, Реувен Пятигорский
История издавна привлекала евреев. Уже Танах полон исторических сведений, хотя мы изучаем его отнюдь не как исторический памятник. К первым по-настоящему историческим сочинениям можно отнести
Книги Маккавеев, не вошедшие в свод Святых книг (2 век до н.э.). Занимался историей и философ Филон Александрийский, живший в конце эпохи Второго Храма. А славу одного из самых выдающихся историков древности стяжал Иосиф Флавий, воссоздавший хронику событий Иудейской войны.
Средние века обогатили еврейскую историческую науку таким трудами как знаменитая «Седер Олам Раба» (о ней мы уже писали), «Послание» рава Шриры-гаона (конец 10 века, Вавилония), сочинение Авраама ибн Дауд «Сефер Акабала» (12 век, Толедо), книга Авраама Закуто «Сефер Аюхасин» (15 век) и др.
На востоке многие еврейские общины вели летописи и хроники. В общинах Европы из-за жестоких гонений вместо летописей составлялись описания преследований и погромов. По существу, вся история европейского еврейства нам известна из этих мартирологов. Они представлены записями очевидцев о резне евреев первыми крестоносцами (11 и 12 века), украинскими казаками (1648—49) и пр.
Из систематических трудов упомянем выдающийся труд Ицхака Алеви (1847—1914) под названием «Дорот Аришоним», посвященный истории развития талмудической науки. Уроженец Вильны, этот блестящий ученый оставил Россию и переехал во Франкфурт, где приступил к изданию своего многотомного труда, откуда мы и поныне черпаем сведения, представленные вам, в частности, на страницах «Истоков».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Шмини»
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Шмини
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.