Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

История издавна привлекала евреев. Уже Танах полон исторических сведений, хотя мы изучаем его отнюдь не как исторический памятник. К первым по-настоящему историческим сочинениям можно отнести

Книги Маккавеев, не вошедшие в свод Святых книг (2 век до н.э.). Занимался историей и философ Филон Александрийский, живший в конце эпохи Второго Храма. А славу одного из самых выдающихся историков древности стяжал Иосиф Флавий, воссоздавший хронику событий Иудейской войны.

Средние века обогатили еврейскую историческую науку таким трудами как знаменитая «Седер Олам Раба» (о ней мы уже писали), «Послание» рава Шриры-гаона (конец 10 века, Вавилония), сочинение Авраама ибн Дауд «Сефер Акабала» (12 век, Толедо), книга Авраама Закуто «Сефер Аюхасин» (15 век) и др.

На востоке многие еврейские общины вели летописи и хроники. В общинах Европы из-за жестоких гонений вместо летописей составлялись описания преследований и погромов. По существу, вся история европейского еврейства нам известна из этих мартирологов. Они представлены записями очевидцев о резне евреев первыми крестоносцами (11 и 12 века), украинскими казаками (1648—49) и пр.

Из систематических трудов упомянем выдающийся труд Ицхака Алеви (1847—1914) под названием «Дорот Аришоним», посвященный истории развития талмудической науки. Уроженец Вильны, этот блестящий ученый оставил Россию и переехал во Франкфурт, где приступил к изданию своего многотомного труда, откуда мы и поныне черпаем сведения, представленные вам, в частности, на страницах «Истоков».


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.