Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

В 1042 году умер Шет, сын Адама. Лемеху, сыну Метушелаха, было в то время 168 лет. Спустя ещё двадцать лет Лемех взял в жёны свою тётю Ашмоа — дочь Элишуа, сына Ханоха. Через год она зачала и родила мальчика. Его дед Метушелах дал младенцу имя Ноах, желая, чтобы при его жизни земля успокоилась, исправившись от порчи. А Лемех звал сына Менахемом — утешителем, поскольку то время было очень тяжёлым, земля давала плохие урожаи, еды не хватало. Не смотря на это, человечество продолжало творить зло.

Ноах, родившийся в 1056 году, резко отличался от всех людей. Он был первым, чьи пальцы рук широко расставлены. До этого ладонь человека была сплошной, неразделённой на пальцевые суставы. Люди не нуждались в этом. Им не нужно было обрабатывать землю. Пищей служили плоды, в обилии произраставшие на деревьях. «Уродство» Ноаха было знаком эпохи. Лемех сразу понял, что его сын открывает новую страницу истории.

Ноах рос, следуя традиции Метушелаха и Лемеха, был в мире с собой и со Всевышним. Но он то, как раз, составлял исключение. Остальной мир сходил с ума. Каждый изощрялся в дурном, обучая этому других. Люди находили все новые предметы поклонения, оправдывая свои скверные поступки. Обман и воровство стали обычным делом. Никто не представлял себе, что можно жить иначе. Все, кто имел власть и силу, без зазрения совести пользовался ими для удовлетворения собственной похоти. Беззастенчиво вредил не только далёким, но и близким родственникам. Разврат процветал. Властители и судьи брали жён от живых мужей, но, не довольствуясь этим, хватали женщин, попадавших им на глаза. Но и этого было мало. В ход пошли животные. И это стало обычным делом. Разврат распространялся, не зная ни удержу, ни границ. Воздух наполнился запахом похоти. Звери, видя дурной пример, пошли по тому же пути. Скрещивались особи разных видов. (В то время не было генетических ограничений, появившихся после потопа). Не стало закона, вся земля, словно сошла с ума. Блуд и грабёж стали единственными целью и средством.

Тогда Творец сказал, что сотрёт всё живое с лица земли. Всевышний ждал, пока из этого мира уйдут люди, хранившие Ему верность, прежде чем привести потоп. Ноаху же предстояло возродить человеческий род.

Энош умер 1140 году, когда Ноаху было 84 года.

Кейнан умер в 1235 году, когда Ноах был в возрасте 179 лет.

Меалалель умер в 1290, на 234 году жизни Ноаха.

Еред умер в 1422 году, когда Ноах достиг 366 лет.

Наконец из всех, кого Всевышний хотел избавить от страшного зрелища всемирного потопа, остался только Метушелах. Всевышний попросил его и Ноаха обратиться к человечеству с призывом оставить дурные пути и сказать, что в этом случае Всевышний отменит потоп. Творцом был назван срок — сто двадцать лет, за которые человечество должно было раскаяться. В этом случае потоп не состоялся бы.

День за днем Метушелах и Ноах повторяли слова Всевышнего, но никто не слушал их. Они тратили все силы на убеждение людей, призывая их исправиться. Но напрасно. Наступила пора, когда, опасаясь нечестивого гнева, Ноах перестал говорить с людьми. И тогда Всевышний приказал строить Ковчег.

Перед потопом два духовных создания обратились к Б-гу со словами:

— Владыка Мира, что Тебе в людях? Почему Ты так заботишься о них?

— Если не будет людей, что станет с сотворённым миром? — спросил Всевышний.

— Мы будем жить там, — ответил они.

Всевышний сказал им:

— Я знаю, что как только очутитесь там, дурное начало завладеет вами, и станете вы хуже людей.

Но духовные создания настаивали на своём.

— Ты только дай нам возможность жить земной жизнью и увидишь, как мы прославим Твоё Имя.

— Что ж, — ответил Всевышний, — спускайтесь, живите с людьми.

Обретя телесную оболочку, эти создания немедленно предались разврату с земными женщинами. Дурное начало их было столь неодолимо, что удивило даже видавших виды землян.

ВОЙТИ В КОВЧЕГ

Всевышний приказал Ноаху строить Ковчег в 1536 году. Строительство продолжалось 120 лет. В 1554 году Всевышний приказал Ноаху взять себе жену и родить сыновей, которые продолжат человеческий род. Ноах выбрал Нааму, дочь Ханоха, которой в то время было 580 лет. Самому Ноаху исполнилось 498 лет. Через два года у Ноаха и Наамы родился Яфет, ещё через год — Хам, а спустя ещё год появился Шем. Шем, который в Торе зовётся также Малки Цедеком, первым предпринял строительство стен Иерусалима. Перед его глазами прошли двенадцать поколений. Все три сына шли путями Всевышнего, как учили их Метушелах и Ноах.

В 1651 году скончался Лемех, отец Ноаха. Ноаху тогда исполнилось 595 лет. Лемех никогда искренне не следовал образу жизни своего отца Метушелаха. Все люди, знавшие о существовании Всевышнего, умерли в тот год. Б-г избавил их от зрелища гибели близких.

И снова Всевышний просит Метушелаха и Ноаха обратиться к людям с призывом исправиться. Но их как и прежде никто не слушает.

В 1656 году Ковчег был готов. Тогда же Ноах взял трёх дочерей Эликума, сына Метушелаха, в жёны своим сыновьям.

Метушелах — дед Ноаха — умер за семь дней до потопа. Тогда Всевышний приказал Ноаху и его семье укрыться в Ковчеге. В эти последние дни Ноах сидел у входа в Ковчег и направлял внутрь к сыновьям всех животных и птиц, приходивших к нему и смиренно ложившихся на пороге. Тех, кто не проявлял смирение, он в Ковчег не брал. Таков был приказ Б-га. Пришла как-то львица с двумя львятами, самцом и самкой, и легла у ног Ноаха. Но львята вдруг поднялись, набросились на мать, прогнали её, вернулись и снова улеглись. Ноах был удивлён, но взял и их. От обилия животных и птиц, Ковчег качался, но дождя не было еще семь дней.

И вдруг затряслась вся земля, затмилось солнце, засверкали молнии, и загремел гром. Это была прелюдия и последний призыв к людям. Но и он остался неуслышанным. На седьмой день хлынула вода. Это было 17-го числа месяца ияр 1656 года. Огромные массы животных окружили Ковчег. А потом стали собираться люди. Семьсот тысяч человек пришли к Ковчегу, когда увидели, что катастрофа неминуема. Люди кричали, взывая к Ноаху и умоляя его впустить их.

— Открой нам, — ревели они, — мы не хотим умирать!

— Сто двадцать лет я взывал к вам и просил раскаяться, но вы не слышали! — отвечал им Ноах.

— Так вот мы раскаялись теперь и готовы выполнять приказы Всевышнего, только открой, чтобы мы не погибли!

Они старались ворваться в Ковчег любой ценой. Но взволновались звери, окружавшие Ковчег, набросились на людей, рвали их на части, гнали прочь, убивая без счёта. А дождь лил сильней, становясь горячей и горячей, пока вода не закипела, покрывая землю, поднимаясь всё выше. Открылись все источники, и из них лилась вода до месяца шват.

А Ковчег плыл, крутясь на воде, кренясь из стороны в сторону. Всё крутилось, переворачивалось, сливалось. Мир вокруг рушился, и Ковчег грозил вот-вот разлететься в щепки. Львы рычали от страха, мычали быки, падая с ног, выли волки, не умея отыскать опору. Мир внутри Ковчега уподоблялся внешнему Миру, разлетавшемуся в прах, только чудо, только тонкая нить, привязывала всё живое внутри к Источнику Жизни, не давая упасть в развёрстую бездну потопа. И Ноах, и сыновья его, как и все живое, кричали и плакали, боясь погибнуть. И взмолились Ноах и сыновья, попросив у Всевышнего немедленной смерти или знака спасения. Услышал Б-г крик своих созданий, и воды чуть успокоились. Стало возможно отличить верх и низ. И промчался ветер над поверхностью вод, и волны утихли, и утешились чуть-чуть дрожащие твари в Ковчеге. Закрылись источники вод, уничтожившие всё живое на земле. Небо мерцало зловещими знаками бед и запустения. В тот год созвездие Рыб было в самом плохом из возможных положений, обновилась одна из его звёзд, то была звезда катастрофы и гибели мира. Во времена Ноаха в созвездии Рыб было семь звёзд, но в тот год их осталось шесть.

Незадолго до потопа Шамхазал, одно из духовных существ, пожелавших прожить человеческую жизнь, согрешил с женой Хама, сына Ноаха. От этой связи родился Сихон. Чтобы скрыть этот грех, Хам, нарушив запрет, жил с женой внутри Ковчега. Сихон был великаном, одним из будущих царей, повергнутых Всевышним при выходе сыновей Израиля из Египта. Так же как и ещё один отпрыск материализованных ангелов Ог — тоже великан и будущий властитель, который, уцепившись за Ковчег, остался жив. А потоп продолжался…

Первого числа месяца ав вода начала спадать и показались вершины гор. Прошло ещё некоторое время, и Ковчег сел на одной из гор Арарата. Там до сих пор есть след от Ковчега. К первому нисана 1657 года вода пошла на убыль, и 27 ияра земля стала подсыхать. Ковчег открылся, все, пребывавшие в нём, вышли наружу. Каждый пошёл своим путём.

Рав Александр Красильщиков, из журнала «Мир Торы», Москва


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.