Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В этой статье мы попытаемся дать представление читателям о том, как уже взрослый человек еврейской национальности, начиная приобщаться к иудаизму, к соблюдению предписаний Торы приступает к изучению оригинальных текстов Торы

Первые шаги еврея в его возвращении к традиции, к вере отцов проходят по различным тропинкам. У некоторых людей возникают какие-то вопросы или идеи глобального философско-религиозного оттенка. Некоторые люди сталкиваются в своей жизни с каким-то элементом традиции. Это бывает в том случае, когда в семье человека соблюдаются какие-то остатки традиции. Например, во время бракосочетания, траура, обряда празднования обрезания или совершеннолетия — бар-мицва.

Бывают пути другого типа. Человек сталкивается в своей жизни с какой-то книгой или какой-то приятель приглашает на лекцию или урок и там он сталкивается с какими-то элементами изучения Торы. На самом деле, как бы не начинался его путь, очень часто после нескольких первоначальных этапов нашему другу открывается мир изучения Торы.

Можно сказать, что популярная литература об иудаизме, существующая на различных языках, или даже серьезные классические книги, включая саму Тору, переведенные на различные языки, могут служить только для общего ознакомления. Также различного рода семинары и популярные лекции тоже могут помочь человеку узнать и понять многое о Торе. Но они не могут заменить само изучение Торы.

Для того чтобы немножко глубже понять основную тему нашей статьи, необходимо обратить внимание, что заповедь изучения Торы является некой важнейшей основой во всем здании еврейской традиции, и каждый еврей должен иметь отношение к этой основе. Попробуем в двух словах разъяснить эту мысль. Прежде всего необходимо отметить, что когда мы говорим слово Тора, то имеем в виду не только текст 5 книг Моисея, но и остальные 19 книг пророков и писаний, Иерусалимский и Вавилонский Талмуды и еще целый ряд книг, написанных в первые столетия после разрушения Второго Храма.

Эти книги являются записью всего учения, которое еврейский народ передавал более тысячи лет устно. Эта и есть та самая Тора, о которой мы говорим.

Когда мы общаемся с евреями, приступающими к изучению Торы, мы пытаемся донести до их понимания представление о качестве текстов книг, упомянутых в предыдущем абзаце. Язык этих книг, стиль изложения принципиально отличаются от художественной и специальной литературы, привычной современным интеллектуалам.

Книги, записанные в первые столетия после разрушения Храма, комментируются в обширнейшей литературе, которая была создана евреями за последние 1,5 тысячи лет. Эта литература разъясняет нам, каким образом из текста Пятикнижия Талмуд и другие книги первого периода выучивают законы и как Тора высказывает свои идеи.

Необходимо понять, что когда мы говорим об исключительном качестве текста самого Пятикнижия и особенных свойствах различных комментариев. Мы приписываем всей этой литературе невероятную глубину мысли и точность выражения не из-за какой-то особенной фанатичной любви к этим священным текстам, а именного из-за того, что вся эта система действительно обладает особенными свойствами, выражающимися в целом ряде доступных для ознакомления конструкций.

Можно сказать, что язык иврит называется святым языком не потому что именно он использован для написания Торы, а потому что его грамматикам и синтаксис сами по себе соответствуют высшим духовным реалиям, другими словами этот язык является языком Торы по определению. Другими словами, что Всевышний создал Тору и создал язык одновременно. Поэтому человек, приступающий к изучению Торы, с самого начала изучает алфавит и начинает осваивать чтение еврейских книг в оригинале. Наша практика показывает, что даже человек обремененный семьей, занимающий серьезную должность и разменявший пятый десяток, регулярно занимаясь 2—3 раза в неделю по вечерам, при серьезном отношении к делу может за 1—2 года в зависимости от способностей освоить чтение сложных текстов на иврите с значительным процентом понимания — до 70-80%. То есть при помощи преподавателя или словаря он сможет разбирать оригинальный текст еврейской книги, написанной, к примеру, Рамбамом или Рамхалем.

Бывают случаи, что люди, которые пытаются преподавать Тору или даже такие сложные разделы как кабала сами далеки от знания материала и даже не знают иврит. Обычно преподаватель обладает начальным образованием и знает иврит, но не очень продвинут в знании Талмуда.

Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва


Элияу а-Нави (он же пророк Илия) — величайший праведник и пророк. Согласно сокровенной традиции, Элияу стал новым воплощением души первосвященника Пинхаса, сына Элазара-коэна и внука первосвященник Аарона. Читать дальше

Ахав и Изевель

Рав Яаков Баум

Темные страницы еврейской монархии

О Машиахе

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ

Из главы «Законы о царях и о войне», книга «Мишне Тора»

Когда придет Машиах?

Журнал «Мир Торы»

Майса

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.