Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
В этой статье мы попытаемся дать представление читателям о том, как уже взрослый человек еврейской национальности, начиная приобщаться к иудаизму, к соблюдению предписаний Торы приступает к изучению оригинальных текстов Торы

Первые шаги еврея в его возвращении к традиции, к вере отцов проходят по различным тропинкам. У некоторых людей возникают какие-то вопросы или идеи глобального философско-религиозного оттенка. Некоторые люди сталкиваются в своей жизни с каким-то элементом традиции. Это бывает в том случае, когда в семье человека соблюдаются какие-то остатки традиции. Например, во время бракосочетания, траура, обряда празднования обрезания или совершеннолетия — бар-мицва.

Бывают пути другого типа. Человек сталкивается в своей жизни с какой-то книгой или какой-то приятель приглашает на лекцию или урок и там он сталкивается с какими-то элементами изучения Торы. На самом деле, как бы не начинался его путь, очень часто после нескольких первоначальных этапов нашему другу открывается мир изучения Торы.

Можно сказать, что популярная литература об иудаизме, существующая на различных языках, или даже серьезные классические книги, включая саму Тору, переведенные на различные языки, могут служить только для общего ознакомления. Также различного рода семинары и популярные лекции тоже могут помочь человеку узнать и понять многое о Торе. Но они не могут заменить само изучение Торы.

Для того чтобы немножко глубже понять основную тему нашей статьи, необходимо обратить внимание, что заповедь изучения Торы является некой важнейшей основой во всем здании еврейской традиции, и каждый еврей должен иметь отношение к этой основе. Попробуем в двух словах разъяснить эту мысль. Прежде всего необходимо отметить, что когда мы говорим слово Тора, то имеем в виду не только текст 5 книг Моисея, но и остальные 19 книг пророков и писаний, Иерусалимский и Вавилонский Талмуды и еще целый ряд книг, написанных в первые столетия после разрушения Второго Храма.

Эти книги являются записью всего учения, которое еврейский народ передавал более тысячи лет устно. Эта и есть та самая Тора, о которой мы говорим.

Когда мы общаемся с евреями, приступающими к изучению Торы, мы пытаемся донести до их понимания представление о качестве текстов книг, упомянутых в предыдущем абзаце. Язык этих книг, стиль изложения принципиально отличаются от художественной и специальной литературы, привычной современным интеллектуалам.

Книги, записанные в первые столетия после разрушения Храма, комментируются в обширнейшей литературе, которая была создана евреями за последние 1,5 тысячи лет. Эта литература разъясняет нам, каким образом из текста Пятикнижия Талмуд и другие книги первого периода выучивают законы и как Тора высказывает свои идеи.

Необходимо понять, что когда мы говорим об исключительном качестве текста самого Пятикнижия и особенных свойствах различных комментариев. Мы приписываем всей этой литературе невероятную глубину мысли и точность выражения не из-за какой-то особенной фанатичной любви к этим священным текстам, а именного из-за того, что вся эта система действительно обладает особенными свойствами, выражающимися в целом ряде доступных для ознакомления конструкций.

Можно сказать, что язык иврит называется святым языком не потому что именно он использован для написания Торы, а потому что его грамматикам и синтаксис сами по себе соответствуют высшим духовным реалиям, другими словами этот язык является языком Торы по определению. Другими словами, что Всевышний создал Тору и создал язык одновременно. Поэтому человек, приступающий к изучению Торы, с самого начала изучает алфавит и начинает осваивать чтение еврейских книг в оригинале. Наша практика показывает, что даже человек обремененный семьей, занимающий серьезную должность и разменявший пятый десяток, регулярно занимаясь 2—3 раза в неделю по вечерам, при серьезном отношении к делу может за 1—2 года в зависимости от способностей освоить чтение сложных текстов на иврите с значительным процентом понимания — до 70-80%. То есть при помощи преподавателя или словаря он сможет разбирать оригинальный текст еврейской книги, написанной, к примеру, Рамбамом или Рамхалем.

Бывают случаи, что люди, которые пытаются преподавать Тору или даже такие сложные разделы как кабала сами далеки от знания материала и даже не знают иврит. Обычно преподаватель обладает начальным образованием и знает иврит, но не очень продвинут в знании Талмуда.

Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.