Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии Льва Кацина

— Я звоню вам из Израиля, чтобы выразить свою благодарность, — взволнованно произнесла женщина на другом конце провода, обращаясь к рабби Эфраиму Вашовскому в Бруклине. — Вы мой первый учитель! Благодаря вам я начала учиться в еврейской школе в Кишиневе, переехала в Израиль. Через несколько дней я выхожу замуж за выпускника иешивы «Шуву»…

— Пять лет назад я приехал в Кишинев на несколько дней, но посетил только еврейскую школу для мальчиков, — удивился рабби Вашовский.

— Вы не знакомы со мной, я же помню, как вы сидели с учениками в тени дерева недалеко от Комсомольского озера, — объяснила она. — Я шла по аллее парка и, увидев Вас, прислушалась, стоя за деревом. То, что Вы говорили, запало мне в душу. После этой встречи в парке я начала искать еврейскую школу в Кишиневе…

Эта история вдохновила меня, — делится рабби Вашовский. — Иногда занимаясь с русскоязычными подростками в Бруклине, мне кажется, что мои ученики меня не слышат, а мои слова не доходят до их сердец.

Однако педагог должен обладать терпением, верить в своих учеников и не сдаваться! Пройдут годы, и окажется, что какая-то девушка слушала его, спрятавшись за деревом!

… Эфраим приехал с родителями из Кишинева, когда ему было 11 лет, учился в городской, а потом в еврейской школе, поступил в Нью-Йоркский университет, изучал диагностику сердца. Я познакомился с ним в 1988 году, когда пришел к главе иешивы «Тора Академи» рабби Давидовицу. Мы обсуждали возможность создания новой школы для детей русскоязычных иммигрантов. Когда в кабинет вошел молодой человек, рабби воскликнул: «Вот тот, кто вам нужен!» Его слова оказались пророческими. Признаюсь, что, когда Эфраим сказал мне, что хочет стать учителем Торы, я пытался его отговорить. «Работа с подростками — тяжелый труд, — предупредил я. — К тому же ты только стал специалистом в области диагностики сердца». «Мое призвание — учить детей Торе!» — ответил он. «Хорошо, тогда становись специалистом “еврейского сердца!”,» — пошутил я.

Для многих учеников «Синай Академи» рабби Вашовский не только учитель, но и друг, открывший для них двери своего дома и свое сердце. Быть учителем — это талант, которым Б-г наделил рабби Вашовского, может быть, еще и потому, что он — почетный и потомственный еврей из колена левитов. Со времен Синайского откровения левиты преподавали Тору народу Израиля.

Наша недельная глава повествует о миссии колена Леви, главой которого был брат Моисея Аарон.

«И говорил Всевышний Моисею: скажи Аарону, чтобы он зажег свечи (Меноры)…» (Бемидбар, 8:2).

— Почему рассказ о зажжении Меноры следует сразу же после рассказа о том, как главы колен приносили дары для освящения Мишкана — Храма в пустыне? — спрашивает Раши и приводит слова Талмуда о том, что Аарон испугался, увидев, что главы колен приносили дары, а колено левитов не участвовало в освящении Храма. «Твоя доля больше их, ведь ты зажигаешь свет Меноры!» — сказал ему Всевышний.

Почему зажжение Меноры — это большая доля, чем приношение даров — священных сосудов, которые были необходимы для службы в Храме? Рамбан приводит слова Мидраша о том, что когда Храм будет разрушен, то служба прекратится, но свет Меноры никогда не погаснет! Однако с разрушением Храма и свечи Меноры не зажигались. Тора намекает на Ханукальную Менору, во имя которой потомки Аарона, Маккавеи, подняли восстание против греков, и свет которой с тех пор не гаснет в еврейских домах.

Зажжение Меноры — это символ, выражающий миссию Аарона и его колена левитов, которые должны были стать учителями и нести свет Торы евреям.

Когда евреи вошли в Израиль, то каждое колено, кроме левитов, получило свой удел земли. Рамбам пишет: «Почему не удостоилось колено Леви удела в Земле Израиля вместе со своими братьями? Потому что оно избрано… учить народ путям праведным… И не только одно колено Леви, но и каждый человек, чья душа стремится служить Всевышнему, осветится святостью, и будет Всевышний его уделом» (Законы Шмиты, 13:13).

Миссия левитов среди евреев подобна миссии еврейского народа среди народов мира. Заключая союз с Авраамом, Всевышний говорит: «Посмотри на небо и сосчитай звезды… таково будет потомство твое» (Берешит 15:5). «Я, Всевышний… сделаю тебя светом для народов», — сказано у пророка Исайи (42:6). «Те, кто направляют людей по пути праведности (будут сиять) как звезды», — говорит пророк Даниэль (12:3).

Почему преподаватели Торы подобны звездам? — Свет звезды преодолевает огромные расстояния, и для того, чтобы он достиг нас, требуется время! — объясняет Рав Пам. — Учителя должны обладать терпением и верить в то, что с течением времени свет достигнет человеческих сердец!..

— Почему вы так стараетесь нас учить? — в шутку спросил однажды рабби Вашовского ученик 9 класса. — Разве вы не знаете, что ваши слова в одно ухо входят, а из другого выходят?

— Ты обрадовал меня, — ответил рабби. — Если слова Торы входят хотя бы в одно ухо, то что-то обязательно останется!..


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше