Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Вопрос: Тора требует, чтобы мы помогали другим людям, — например, давали милостыню (цдаку) нищим. Но как узнать, насколько нищ тот, кто просит деньги у прохожих? Может быть, он богаче всех нас?

Ответ: может быть. Тем не менее, незнание не освобождает нас от обязанности помогать ближним. Сказано (Дварим 15): «Если будет среди тебя (в твоем народе) человек в нужде, один из твоих братьев… не сжимай свое сердце и не закрывай свою руку для твоего брата в нужде. Непременно открой свою руку и дай ему взаймы то, чего ему не хватает». Комментируя этот стих, Раши пишет: надо давать милостыню бедному, а если он не желает брать в виде подарка, дай ему в виде ссуды. Короче, помоги всеми доступными тебе средствами. Обратите внимание на слова «дай то, что ему не хватает». Если человек протягивает руку, значит ему не хватает. Даже если он живет так, как — в нашем с вами представлении — не живут бедные.

Во всех случаях следует знать, что, до тех пор пока нет абсолютной уверенности, что проситель милостыни не является нищим, у нас нет оснований считать, что перед нами обманщик. Еще одно обстоятельство: есть люди, которые собирают не для себя, а для других. Все же, если не хотите давать сами, то по крайней мере не отговаривайте других.

Никто не обязан давать большие деньги. И никто не может отказывать в помощи на том основании, что сам нуждается. Давать цдаку обязаны все. Даже бедняк, который живет на цдаку.

Общее правило: кто милосерден к другим, тот не обеднеет.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени