Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В наше время, когда нет Храма и нет жертвенника, на котором приносились очистительные жертвы, только раскаянием можно заслужить прощение. Раскаяние искупает все грехи»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 2
Материалы к видеурокам по кашруту. Доминирование нижнего

7. Правило «доминирования нижнего» — татаа гавар.

Закон в ситуации, когда «холодный» продукт положили на «горячий».

Выше говорилось о том, что от статуса продукта и посуды (кли ришон, эруй, кли шени, двар гуш) зависит степень внедрения продуктов один в другой и продукта в посуду. Иногда месторасположение продуктов или продукта и посуды может снизить эффективность их взаимопроникновения.

Одно из правил, которым широко пользуются в законах разделения молочного и мясного, — это правило «доминирования нижнего». Если два продукта лежат один на другом и температура одного из них йад соледэт бо и более, а другой — «холодный», т.е. его температура меньше йад соледэт бо, то, исходя из правила «доминирования нижнего», от состояния нижнего продукта зависит, происходит ли взаимовнедрение продуктов. Если снизу находится «горячий» продукт, он прогревает верхний и оба продукта взаимодействуют, впитываясь один в другой. Если «горячий» находится сверху, а «холодный» — внизу, то нижний холодный остужает верхний. В этом случае взаимовнедрение продуктов происходит только в самом тонком слое каждого из них в месте их соприкосновения.

В случае, когда молочный и мясной продукты лежат один на другом и температура того, что снизу, — йад соледэт бо или больше, то нижний прогревает верхний настолько, что между продуктами происходит взаимодействие и один впитывает часть другого.

В теории существует различие в законах в зависимости от того, о постных или жирных продуктах идёт речь. Так, если мясо и сыр оба достаточно постные, один впитывается в другой максимум на 2 см. Следует отрезать от каждого из них ломтик в 2 см. с той стороны, где они соприкасались, а остальное разрешено есть. Если же один из продуктов жирный, причём нет разницы, лежит он сверху или снизу, — оба продукта запрещены полностью, т.к. свойства жира — внедряться полностью в другие продукты, даже если эти продукты — постные.

Однако, по свидетельству мудрецов Торы, уже более пяти веков тому назад люди не были компетентны решить, какой продукт считается постным, а какой — жирным. Поэтому, если объём одного из продуктов превышает объём другого в 60 и более раз, то от большего следует отделить ломтик толщиной в 2 см., учитывая возможность того, что оба продукта пресные, а остальной разрешено есть. Меньший запрещён в любом случае, т.к. если один из них жирный и впитывание происходит равномерно по всему продукту, то весь меньший продукт пропитался «противопоказанным» ему продуктом большего размера. Если соотношение объёмов меньше, чем 60 к 1, то оба продукта запрещены, поскольку есть вероятность того, что хотя бы один из них определён как жирный.

Закон в ситуации, когда «холодный» продукт положили в «горячую» посуду.

Принцип «возобладания нижнего» действителен и в случае, когда речь идёт о продукте, который положили на горячую чисто вымытую сковороду или в кастрюлю. В случае, когда положили холодный продукт в горячую чисто вымытую посуду, которой пользовались в течение последних суток для приготовления еды, с противоположным «знаком» и в месте соприкосновения продукта с посудой есть немного жидкости, то если объём продукта не превышает объём посуды в 60 раз, весь продукт запрещён. Если продукт больше посуды в 60 и более раз, то продукт разрешён, но от него необходимо отрезать слой толщиной в 2 см. — кдэй нэтила. Если посуда и продукт сухие, то независимо от того, каков объём продукта, от него в месте его соприкосновения с посудой необходимо отрезать самый тонкий слой — кдэй клифа, тщательно промыть, и он разрешён.

В ситуации, когда посудой не пользовались в течение последних 24-х часов для варки «противоположного» продукта, еда полностью разрешена.

Во всех вышеперечисленных ситуациях: есть влага в месте соприкосновения продукта и посуды или место их соприкосновения сухо, пользовались посудой для варки «противоположного» продукта последние сутки или нет, — в любом случае посуду необходимо откошеровать.

Закон в ситуации, когда «горячий» продукт положили на «холодный».

Рассмотрим закон в ситуации, когда на холодный продукт положили сверху горячую еду с противоположным «знаком». Хотя правило гласит, что «нижний сильнее», тем не менее, пока он «возобладает» над верхним и остудит его, успевает верхний, горячий, немного нагреть нижний, внедриться в него, пусть на очень небольшую глубину, и впитать в себя часть нижнего продукта или предмета на небольшую глубину — кдэй клифа. Поэтому, если положили горячий молочный продукт на холодное мясо или наоборот — горячее мясо на холодный молокопродукт, то с обоих продуктов обязаны срезать самый тонкий слой — кдэй клифа, тщательно промыть, и они разрешены.

Если горячий кусок мяса упал в кастрюлю с холодным молоком, то, хотя по приведённому выше принципу должно быть мясо разрешено после того, как с него срезали верхний слой тонкими ломтиками, кдэй клифа, и тщательно промыли, тем не менее, учитывая некоторые дополнительные опасения, в каждом конкретном случае следует выяснить у раввина, как поступать.

Что касается молока, то в ситуации, когда его объём в 60 раз превышает объём внешнего слоя мяса — кдэй клифа, — который касался молока, то всё молоко разрешено. Если молока меньше, чем указанное количество, то оно запрещено. И, опять же, в случае значительного ущерба следует обратиться к раввину.

Закон в ситуации, когда «горячий» продукт положили в «холодную» посуду.

«Молочную» кастрюлю, в которую положили горячий кусок мяса, или «мясную» посуду, в которую положили горячий сыр, в любом случае необходимо откошеровать.

Если горячий продукт положили в холодную, чисто вымытую посуду с противоположным «знаком», то от продукта необходимо отрезать самый тонкий слой в месте его соприкосновения с кастрюлей, тщательно промыть, и он разрешён.

Если в чистую холодную «мясную» кастрюлю пролилось по ошибке горячее молоко, то кастрюлю необходимо кошеровать, а что делать с молоком, зависит от того, каково отношение объёма молока к объёму того минимального слоя кастрюли в месте, где молоко прикасалось к кастрюле. Если 60 к одному и больше, то молоко разрешено, а если их соотношение меньше, — запрещено.

Если кастрюлей не пользовались в течение последних суток для готовки «противоположного» продукта, то попавший в неё продукт разрешён полностью. Кастрюлю и в этом случае необходимо кошеровать.

Закон в ситуации, когда молочный и мясной продукты лежат рядом и соприкасаются.

Если продукты лежат не один на другом, а рядом, так, что один прикасается к другому и они оба горячие (йад соледэт бо и выше), то они оба запрещены. В случае, когда объём одного из продуктов в 60 и более раз превосходит объём второго, меньший запрещён, а от большего отрезают ломтик толщиной в 2 см., а остальная его часть разрешена.

В ситуации, когда один из продуктов горячий, а другой — холодный, холодный продукт запрещён, а от горячего следует отрезать самый тонкий ломтик — кдэй клифа, тщательно промыть, и он разрешён. В случае, когда тотальное запрещение холодного продукта ведёт к большим потерям и ущербу, можно разрешить и холодный продукт, отрезав от него тонкий слой в том месте, где он соприкасался с горячим продуктом противоположного «знака», и тщательно промыв его.

Закон в ситуации, когда «холодный» продукт пролился на внешние стенки «горячей» кастрюли.

Рассмотрим ситуацию, когда холодный продукт пролился на стенки кастрюли с противоположным «знаком», статус которой кли ришон (кастрюля либо ещё стоит на огне, либо её уже сняли, но она ещё не остыла до температуры йад соледэт бо).

Если объём содержимого кастрюли в 60 раз больше, чем объём продукта, который пролился на её стенки, содержимое кастрюли разрешено. Если соотношение объёмов меньше, чем 60 к 1, — запрещено. Кастрюлю в любом случае необходимо откошеровать. (Интересно, что в случае, когда «противоположный» продукт попал внутрь кастрюли прямо, а не через стенки, и объём содержимого кастрюли в 60 раз больше, закон в отношении кастрюли менее строг, чем когда продукт попадает на стенки кастрюли извне: в первом случае кастрюлю кошеровать не нужно, а во втором нужно, ведь есть вероятность, что молоко осталось в стенках кастрюли).

Если кастрюля заполнена не целиком, то имеет значение, на какое место внешней стенки кастрюли попал «противоположный» продукт. Если он попал на такое место, где «внутренность» кастрюли заполнена пищей, т.е. как бы напротив пищи, то после того, как этот «противоположный» продукт пролился на стенки кастрюли, сразу же необходимо перелить всё содержимое кастрюли за один раз в другую ёмкость. Переливать следует через сторону, противоположную той, на которую с внешней стороны пролился «противоположный» продукт.

Если «противоположный» продукт попал на участок внешней стенки кастрюли, который находится выше уровня содержимого кастрюли, то если кастрюля закрыта крышкой, пары и кипящая жидкость разносят равномерно впитавшийся в стенки продукт. Закон в этом случае такой же, как и в рассмотренном выше, когда «противоположный» продукт находится с внешней стороны кастрюли на такой высоте, на которой внутри кастрюли находится пища.

Если кастрюля открыта и «противоположный» продукт попал на внешнюю стенку сверху и до этого места содержимое кастрюли не доходит, необходимо сразу погасить огонь, если кастрюля стоит на огне, и подождать, пока содержимое кастрюли не остынет. Затем переложить содержимое кастрюли в другую посуду.

В случае, когда нет возможности ждать, чтобы содержимое кастрюли остыло, например, накануне субботы, или когда готовятся к приёму гостей, разрешено и в данном случае переложить блюдо сразу и не ждать, пока оно остынет. При этом необходимо проследить, чтобы переливание всей пищи происходило одновременно и через сторону кастрюли, противоположную той, на которую с внешней стороны пролился «противоположный» продукт.

Если часть пищи всё же соприкоснулась с той стенкой кастрюли, на внешнюю сторону которой пролился «противоположный» продукт, — или в процессе кипения, или из-за того, что, перемещая кастрюлю, взболтали её содержимое, то для того, чтобы блюдо было разрешено, недостаточно, чтобы его объём был в 60 раз больше, чем объём пролившегося продукта. Поскольку после того, как продукт пролился на внешнюю стенку кастрюли в том месте, напротив которого внутри нет пищи, он «входит» в стенку, под влиянием температуры соединяется с «противоположным» продуктом, впитавшимся в стенки кастрюли, и происходит смешение молока с мясом. Поэтому при оценке соотношения содержимого кастрюли необходимо учитывать уже не количество пролитого продукта, а максимальный объём запрещённой смеси, возникшей от соединения этого продукта с тем, что было в стенках кастрюли. Этот максимальный объём запрещённой смеси достигает величины примерно в 61 раз большей, чем пролитый продукт (если единица жидкости смешалась с 59,9 единицами впитавшегося продукта, — вся смесь запрещена; её общий объём составляет 60,9, т.е. почти 61). Поэтому только если в кастрюле есть еды в 3660 раз больше, чем пролитого продукта, это разрешено. В случае, если тотальный запрет блюда ведёт к большому материальному урону, а также в особых случаях — канун субботы, приём гостей — и нет возможности приготовить другую еду — следует выяснить у раввина, как поступать.

Закон в ситуации, когда «холодный» продукт затёк под «горячую» кастрюлю.

В ситуации, когда горячую кастрюлю по ошибке поставили на холодный продукт с противоположным «знаком», то, поскольку «нижний преобладает над верхним», в кастрюлю впитывается самый тонкий слой продукта — кдэй клифа. Содержимое кастрюли разрешено. Кастрюлю необходимо откошеровать.

Если продукт подтёк под кастрюлю, которая стоит на огне, даже если этот продукт был холодный, он успевает нагреться на огне, и поскольку статус и продукта, и кастрюли — кли ришон, происходит смешение «противоположных» продуктов. Кастрюлю необходимо кошеровать. Содержимое кастрюли, если оно в 60 раз превосходит объём «противоположного» продукта — разрешено, если его меньше — запрещено.

Если «противоположного» продукта было немного и он пролился на огонь, то есть большая вероятность того, что продукт успел сгореть до того, как прикоснулся ко дну кастрюли. В такой ситуации и кастрюля, и её содержимое разрешены.

Если холодный продукт пролился на раскалённую печку, а затем на него поставили кастрюлю с противоположным «знаком», то продукт, нагревшийся от печи «запрещает» и кастрюлю, и то, что в ней. Если продукт успел полностью впитаться в печь до того, как на неё поставили кастрюлю, — и кастрюля, и, тем более, её содержимое разрешены, т.к. посуда впитывает только влажный продукт. (По этой же причине «мясная» и «молочная» кастрюли, которые дотрагиваются одна до другой, если они сухие, — обе остаются кошерными).

Закон в ситуации, когда «горячий» продукт пролился на внешние стенки «холодной» кастрюли.

Горячий продукт, который пролился на стенки холодной кастрюли с противоположным «знаком», является «верхним» и может внедриться в кастрюлю лишь на самую малую глубину. Кастрюлю необходимо откошеровать, а её содержимое разрешено.

Если кипящая жидкость затекла под холодную кастрюлю с противоположным «знаком», то, согласно некоторым мнениям, содержимое кастрюли, если его объём не больше объёма «противоположного» продукта в 60 раз, запрещено. Другие раввины считают, что жидкость, пусть даже очень горячая, после того, как вытечет из ёмкости и охладится от воздуха — эруй кли ришон, не может прогреть кастрюлю настолько, чтобы впитаться в неё на глубину бóльшую, чем кдэй клифа. Согласно этому мнению, содержимое кастрюли разрешено, каков бы ни был его объём. О том, что кастрюлю необходимо кошеровать, нет спора.

Если жидкий горячий продукт пролился на стол или на какую-нибудь другую холодную поверхность и на него по неосторожности поставили холодную кастрюлю с противоположным «знаком», то достаточно хорошо промыть кастрюлю в месте её соприкосновения с «противоположным» продуктом. Только такая горячая жидкость, которая пролилась прямо из посуды, в которой она грелась, может запретить кастрюлю и то, что в ней. После того, как продукт вылился на стол или его перелили в другую ёмкость, он приобретает статус кли шени и не может впитаться в кастрюлю даже на самый ничтожный слой — кдэй клифа. Некоторые раввины считают, что и в этом случае следует откошеровать кастрюлю, если это не сопряжено с большими затратами и усилиями.

Закон в ситуации, когда «горячую» кастрюлю поставили на «горячую» жидкость.

В ситуации, когда на пролитую горячую жидкость по ошибке поставили горячую кастрюлю с противоположным «знаком», согласно некоторым мнениям, поскольку у пролитой жидкости статус кли шени, то даже если её температура выше йад соледэт бо, закон такой же, как если бы кастрюлю поставили на полностью остывшую жидкость. Кастрюлю необходимо кошеровать, а её содержимое разрешено.

Другие раввины считают, что поскольку и кастрюля, и тот «противоположный» ей продукт, на который её поставили, — оба горячие и нагревают один другой, то есть вероятность, что продукт может впитаться полностью в кастрюлю, и если её содержимого в 60 раз больше, чем этого продукта, — еда разрешена, если нет — запрещена.

Закон в ситуации, когда жидкость пролилась на крышку кастрюли с противоположным «знаком».

В случае, когда во время варки кастрюля была закрыта и на крышку попала жидкость с противоположным «знаком», то, если блюдо, которое варится в кастрюле уже начало кипеть, закон зависит от того, каково было соотношение объёмов. Если объём пролившейся жидкости в 60 раз меньше объёма блюда, то блюдо и кастрюля разрешены. Если соотношение меньше, чем 1 к 60, то еда запрещена, а кастрюлю необходимо кошеровать. Крышку необходимо кошеровать в обеих ситуациях.

Если содержимое кастрюли ещё не успело начать кипеть, то даже если пропорция объёмов не достигает 1 к 60, содержимое кастрюли разрешено. Крышку необходимо снять сразу же, как обнаружили попадание на неё «противоположной» жидкости. Если температура крышки была йад соледэт бо и выше, то её необходимо откошеровать. Если температура меньше, то достаточно тщательно промыть и крышка разрешена в пользование.

Закон в ситуации, когда кастрюлю накрыли крышкой противоположного «знака».

Если кастрюлю, в которой варится мясное или молочное блюдо, по ошибке накрыли крышкой противоположного «знака», то, если крышкой не пользовались последние сутки для «противоположного» продукта, еда и кастрюля разрешены. Если до того, как крышку успели снять с кастрюли, блюдо успело нагреться, крышку необходимо кошеровать.

В случае, когда крышкой пользовались для горячего мясного или молочного продукта менее суток назад, и ею накрыли кастрюлю с горячим блюдом противоположного «знака», то содержимое кастрюли запрещено, а кастрюлю и крышку необходимо кошеровать. Если объём еды в 60 раз превосходит объём крышки, то еда разрешена. В случае, когда еда и кастрюля были холодными, а крышка горячая, то крышка разрешена, а кастрюлю необходимо кошеровать. Если то место, где крышка прикасается к кастрюле, сухое, кастрюля разрешена. Еда разрешена в обеих ситуациях. В случае, когда известно, что в еду с крышки попали горячие капли, то, если еда твёрдая, с неё необходимо удалить самый тонкий слой — кдэй клифа и, если возможно, тщательно промыть.

В ситуации, когда в кастрюле, которой пользовались в течение последних суток для варки мяса или молока, варят продукт парве, и её накрыли крышкой противоположного кастрюле «знака», то, если объём блюда не превосходит объём крышки в 60 раз, ашкеназам содержимое кастрюли запрещено, а сфарадим — разрешено. Крышка парве, которой накрыли горячую кастрюлю с мясным или молочным блюдом, становится того же «знака», что и блюдо.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.