Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы к видеурокам по кашруту. Время ожидания

3. Время, которое выжидают между едой двух «противоположных» продуктов.

Время выжидания после того, как ели мясо и собираются есть молочный продукт.

В Талмуде приводится закон о том, что запрещено в одной трапезе есть мясное и молочное. Существует несколько вариантов объяснить данное постановление мудрецов. Свод Законов — Шулхан Арух — приводит два из них. Либо, поскольку между зубов остаются кусочки мяса, то когда едят молочное сразу после мяса, существует опасность съесть молочное вместе с этими кусочками мяса. Либо, поскольку мясо является «тяжёлым» видом пищи и перерабатывается организмом не сразу, вкус его остаётся некоторое время во рту и смешивается с молоком, которое едят сразу после мясного. Через шесть часов мясо, оставшееся между зубов, перестаёт считаться мясом, а то, что попало в желудок, успевает перевариться. Поэтому, согласно обоим объяснениям, по прошествии шести часов после того, как ели мясное блюдо, разрешено есть молочное.

В случае, когда не жевали мясо и не глотали его, а просто попробовали, чтобы оценить вкус, решить, достаточно ли в нём соли и специй, нет необходимости выжидать шесть часов. Достаточно после этого съесть какой-либо продукт парве, кроме муки, фиников и зелени, прополоскать полость рта или выпить напиток парве, вымыть руки и после этого разрешено сразу есть молочное.

Если после того, как прошло шесть часов с того времени, как ели мясо, обнаружили остатки мяса между зубов, обязаны вычистить эти остатки, съесть продукт парве, выпить напиток парве (либо сполоснуть рот), и только после этого разрешено есть молочное.

После того, как ели продукт парве, который готовили с мясом, даже если мяса как такового не ели, необходимо выждать шесть часов перед тем, как есть молочное или продукт парве, который был приготовлен с молоком. Если продукт парве был сварен в чистой «мясной» кастрюле, то разрешено есть молочное сразу после него. После того, как ели мясо, разрешено есть продукт парве, сваренный в чистой «молочной» кастрюле. Даже когда речь идёт об остром продукте парве (законы которого строже, чем обычного, как это будет рассказано ниже), сваренном в «мясной» кастрюле, разрешено сразу после него есть молочное. После того, как ели мясо и собираются есть острый продукт парве, приготовленный в молочной кастрюле или который резали «молочным» ножом, согласно некоторым мнениям, следует выждать шесть часов. Другие раввины считают, что и в этом случае разрешено есть сразу.

Даже по прошествии шести часов после того, как ели мясо, необходимо выполнить два условия для того, чтобы было разрешено есть молочное. Первое условие — произнести благодарственную молитву после мясной трапезы. Второе — убрать все блюда, которые находились на столе во время мясной трапезы и заново накрыть стол для молочной трапезы.

В некоторых общинах существует обычай — ждать между мясным и молочным только час. Есть общины, где ждут три часа.

После приёма таблеток, порошков и витаминов, в состав которых входит печень или другие мясные добавки, разрешено есть молочное сразу. Больные, которым необходимо пить молоко или молочное, могут сократить промежуток выжидания до трёх часов или до часа, но необходимо, чтобы и они предварительно прочитали благословение на съеденную мясную пищу и накрыли заново стол для молочного, съели и выпили продукт парве. На рожениц, беременных и кормящих женщин также распространяются разные послабления, но в каждом конкретном случае необходимо выяснить у раввина, как следует поступать.

Для тех, у кого есть пломбы, коронки или вставные зубы, нет особенных законов. Им следует поступать согласно вышеизложенным правилам.

Детям до трёх лет разрешено давать молочное сразу после того, как они съели мясное, но предварительно позаботившись о том, чтобы у них во рту не оставалось мяса. С трёх лет принято приучать детей к тому, чтобы делать перерыв между мясным и молочным. Существуют разные обычаи: некоторые до шести лет выжидают час, а затем, как и у взрослых, шесть часов. В случае, когда выжидание шести часов вызывает неудобство в распорядке дня ребёнка, разрешено по мере необходимости сокращать время выжидания. С возраста бар — или бат-мицвы выжидают шесть часов.

Время, которое выжидают после того, как ели молочное и собираются есть мясное.

Согласно букве закона разрешено есть мясное сразу после того, как ели молочное. Необходимо только съесть немного продукта парве и выпить воды или другой напиток парве и помыть руки, чтобы они не были запачканы молочным продуктом. После того, как пили молоко или молочный напиток, достаточно сполоснуть полость рта или выпить напиток парве. В некоторых семьях принято после того, как ели молочное, произнести необходимое благословение после еды и выждать полчаса перед тем, как есть мясное.

Существуют некоторые сорта твёрдого сыра, после принятия в пищу которых, перед тем, как есть мясо, необходимо подождать столько времени, сколько выжидают, когда собираются есть молочное после мясного. О каждом конкретном виде твёрдого сыра необходимо проконсультироваться у раввина, сколько времени необходимо выждать перед тем, как есть мясное.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его