Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов

2. Постановления мудрецов и обычаи по разделению мясного и молочного.

Мясное и молочное, которые были смешаны в холодном виде.

Поскольку кошерные мясо и молоко являются по отдельности продуктами разрешёнными и, составляя важную часть рациона, находятся в любом доме, на всякой кухне, мудрецы опасались, что, если не принять дополнительных мер по разделению молочного и мясного, их могут съесть в таком виде, в котором их смесь запрещена Торой. Поэтому для того, чтобы оградить человека от случайного нарушения законов Торы, мудрецами был принят ряд постановлений, обязующих отделять мясное от молочного. Одно из таких постановлений — запрещение в пищу смеси молочного с мясным и в том случае, если они были перемешаны, будучи холодными. Мясное и молочное, которые были смешаны в холодном виде, запрещено только есть, а использовать для других целей не возбраняется — разрешено такую смесь продать, накормить ею животных и т.п.

Мясо птицы и диких животных.

Мудрецы приравняли мясо птицы и диких животных кошерных видов к мясу домашнего скота и запретили их смесь с молоком и молочными продуктами даже в случае, когда они были перемешаны в остывшем состоянии. Постановление относительно мяса птицы и диких животных распространяется лишь на приём их в пищу. Варка их в молоке, а затем использование такой смеси в любых целях, кроме еды, не включено в запрет. Однако для того, чтобы можно было сварить такое мясо с молоком, необходимо, чтобы всем было ясно, что варят именно мясо птицы или дикого животного, а не говядину или баранину, а также должно быть понятно, что варка совершается не для еды, а для других целей.

Принятие в пищу мясного или молочного, когда на том же столе находится «противоположный» продукт.

Специальным постановлением мудрецов запрещено есть молочное и мясное за одним столом. Постановление распространяется как на ситуацию, когда человек собирается есть молочное за столом, на котором находятся мясные блюда, или когда он собирается есть мясо за столом, на котором стоят молочные яства, а также на ситуацию, когда два человека, которые знают один другого, собираются есть за одним столом — один молочное, а второй мясное. Запрет мудрецов вызван опасением, как бы человек, забывшись, не съел мясо с молоком одновременно. В случае, когда говорится о двух людях, которые не знакомы, и нет опасения, что один угостит другого, а также если даже о знакомых, но если стол большой и они сидят далеко один от другого — как минимум, на расстоянии вытянутой руки, разрешено есть одному мясное, а другому молочное. Если они сидят рядом, но позаботились о том, чтобы на столе находился некий предупреждающий символ — либо они едят на отдельных скатертях, либо поставили между собой на стол достаточно высокий предмет, который обычно на стол не ставят, или цельную буханку хлеба, от которой ни один, ни второй не отрезают, — разрешено одному есть мясо, тогда как второй ест молочный продукт. В любом случае, им запрещено пользоваться одной буханкой хлеба и солонкой. Желательно, чтобы они не наливали из одного и того же кувшина, графина или бутыли, несмотря на то, что у каждый пьёт из своего стакана.

Не во время еды не возбраняется ставить рядом молочные и мясные продукты, но так, чтобы «противоположные» продукты не прикасались один к другому.

Постановление о выпекании хлеба и другие законы, относящиеся к хлебу.

Существует особый запрет мудрецов выпекать хлеб и хлебобулочные изделия, используя в составе их компонентов мясные или молочные добавки: сливки, жир, сливочное масло и т.п. Данный запрет вызван опасением, что, т.к. обычно хлеб является продуктом парве (не молочным и не мясным), то по привычке мясной хлеб могут съесть с молочным или молочный хлеб с мясным блюдом. Однако, если изменить внешний вид хлеба или хлебобулочных изделий до того, как их выпекут, разрешено их делать мясными или молочными. После того, как хлеб выпекли, не поможет изменить его форму, и такой хлеб запрещён. В случае, когда запрет такого хлеба ведёт к большому ущербу, следует обратиться к раввину.

Из-за того, что на хлеб пролилось молоко или мясной соус, он не становится запрещённым в еду. Такой хлеб необходимо пометить и разрешено есть с продуктом того же «знака», что и у пролившейся на хлеб жидкости.

Запрет выпекать мясной или молочный хлеб не распространяется на торты, пирожные, пироги, печенье. Всё-таки желательно, чтобы выпечке, которая обычно бывает парве и её решают приготовить, используя мясо или молоко, при готовке придали особую форму: треугольник, полукруг и т.п.

Запрещено разрезать хлеб «молочным» ножом для мясной трапезы или «мясным» ножом для молочной, т.к. есть вероятность, что на ноже может быть немного мясного или молочного жира и при резке он перейдёт на хлеб. Ножом, который тщательно вымыли, пользуясь моющим средством и посудной мочалкой, разрешено разрезать хлеб для «противоположной» ножу трапезы. Распространённый обычай: иметь специальный нож-парве для резки хлеба.

Оставшийся после молочной или мясной трапезы хлеб запрещено использовать в трапезе противоположного «знака». Та часть хлеба, относительно которой существует уверенность, что она не дотрагивалась до мясного или молочного и к ней не прикасались руками, запачканными мясным или молочным продуктом, разрешено есть с любой едой.

Скатерть.

На скатерти, на которой лежали мясные продукты без упаковки или без посуды, запрещено есть молочное без того, чтобы эту скатерть постирать. Клеёнку, стол и другие гладкие поверхности необходимо тщательно протереть. Если скатерть длинная, то после того, как на одном её краю ели мясное, разрешено на другом краю есть молочное без того, чтобы её стирать. Распространённый обычай: пользоваться для молочного и мясного разными скатертями. Если вся молочная или мясная еда находилась в посуде и не дотрагивалась до скатерти, то достаточно эту скатерть вытрясти, и после этого разрешено на ней есть мясное.

Несколько предостережений для предотвращения смешивания «противоположных» продуктов.

Даже когда говорится о сухих и холодных мясе и сыре, необходимо предпринять все меры, чтобы они не соприкасались. Тем более, когда речь идёт о мягких, жидких, жирных, горячих, острых «противоположных» продуктах. При покупке и хранении следует обращать внимание на то, чтобы они находились на некотором расстоянии друг от друга.

Еду парве, которую подают в отдельной посуде и перекладывают в тарелки специально для них предназначенными приборами, несмотря на то, что она находилась на столе во время молочной трапезы, разрешено подать к мясу, или наоборот. Ясно, что если есть опасение, что эту еду брали руками (как, например, случается, когда в трапезе принимают участие маленькие дети) или столовым прибором, запачканным в мясе или молоке, её запрещено подавать в трапезе с противоположным «знаком». Хотя по букве закона такой обязанности нет, в некоторых семьях существует традиция, что любую еду, которая находилась на столе во время молочной трапезы, не подают к мясному столу, и наоборот.

Открытые солонки должны быть специальными для мясных трапез и специальными для молочных. Хотя солонками, которые закрываются крышкой с отверстиями по букве закона разрешено пользоваться для обеих трапез, всё же желательно их протирать между мясной и молочной трапезами или иметь отдельную для молочной и отдельную для мясной.

При одновременной готовке двух «противоположных» блюд на одной плите следует следить, чтобы кастрюли или сковородки находились на некотором расстоянии одна от другой и были закрыты крышками так, чтобы брызги из одного блюда не попали в еду с противоположным «знаком».

«Перевод» посуды из «мясной» в «молочную» или наоборот.

У ашкеназских евреев принято не «переводить» молочную посуду в разряд «мясной», и наоборот. Причина данного запрета — путаница, которая может легко возникнуть в результате таких «переходов». Однако после того, как откошеровали посуду, либо такую, которая была некошерной, либо для того, чтобы ей пользоваться на Песах, разрешено заодно перевести из разряда «молочной» в мясную, или наоборот, или определить для пользования как посуду парве. Представителям сефардской общины разрешено «перевести» «мясную» посуду в «молочную». Для этого необходимо выждать 24 часа со времени последнего пользования этой посудой, а затем откошеровать её, как положено.


Читайте: тема Мясное и молочное


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.