Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Одно из правил дерех эрец гласит, что во всяком месте, где есть кто-то главный, — хозяин или иное ответственное лицо, — нельзя делать ничего без его разрешения. Даже если это дело связано с исполнением заповедей Торы, и даже когда почти само собой разумеется, что его следует сделать, — и тогда дерех эрец повелевает ждать распоряжений хозяина либо оповестить его прежде, чем начать действовать. Благословенной памяти наши мудрецы высказались в самых резких выражениях против тех, у кого отсутствует дерех эрец, и сказали: «Изучающий Тору, у которого нет понимания (дерех эрец), хуже падали» (Ваикра раба 1:15).

Нельзя переоценить важности сказанного. Даже наш учитель Моше, отец всякой мудрости и отец пророков, который вывел еврейский народ из Египта, через которого было совершено столько чудес в Египте и грозных явлений на море; Моше, который поднялся на небеса и принес нам оттуда Тору, трудился над Мишканом (переносным Храмом в пустыне) и воздвиг его, — он не вошел внутрь Мишкана, пока Всевышний не позвал его, как сказано (Ваикра 1:1): «И воззвал к Моше…» (Мидраш раба, Ваикра 1). Также и Ноах не покинул ковчега, пока не приказал ему Всевышний. Сказал Ноах: «Так же, как я не вошел в ковчег, пока не получил от Всевышнего разрешения, так и не выйду из него, пока не получу разрешения». С него взяли пример Ханания, Мишаэль и Азария (брошенные вавилонским царем Невухаднецаром в пылающую печь и оставшиеся невредимыми в пламени): они не покинули печь, пока не приказал им этого царь (Танхума, Ноах; Ялкут).

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.