Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Одно из правил дерех эрец гласит, что во всяком месте, где есть кто-то главный, — хозяин или иное ответственное лицо, — нельзя делать ничего без его разрешения. Даже если это дело связано с исполнением заповедей Торы, и даже когда почти само собой разумеется, что его следует сделать, — и тогда дерех эрец повелевает ждать распоряжений хозяина либо оповестить его прежде, чем начать действовать. Благословенной памяти наши мудрецы высказались в самых резких выражениях против тех, у кого отсутствует дерех эрец, и сказали: «Изучающий Тору, у которого нет понимания (дерех эрец), хуже падали» (Ваикра раба 1:15).

Нельзя переоценить важности сказанного. Даже наш учитель Моше, отец всякой мудрости и отец пророков, который вывел еврейский народ из Египта, через которого было совершено столько чудес в Египте и грозных явлений на море; Моше, который поднялся на небеса и принес нам оттуда Тору, трудился над Мишканом (переносным Храмом в пустыне) и воздвиг его, — он не вошел внутрь Мишкана, пока Всевышний не позвал его, как сказано (Ваикра 1:1): «И воззвал к Моше…» (Мидраш раба, Ваикра 1). Также и Ноах не покинул ковчега, пока не приказал ему Всевышний. Сказал Ноах: «Так же, как я не вошел в ковчег, пока не получил от Всевышнего разрешения, так и не выйду из него, пока не получу разрешения». С него взяли пример Ханания, Мишаэль и Азария (брошенные вавилонским царем Невухаднецаром в пылающую печь и оставшиеся невредимыми в пламени): они не покинули печь, пока не приказал им этого царь (Танхума, Ноах; Ялкут).

с разрешения издательства Швут Ами


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше