Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что ты видишь в этом мире, всё, что есть в этом мире, всё это — чтобы поставить тебя перед выбором и испытать»Раби Нахман из Бреслава
По материалам газеты «Истоки»

Если говорить о языковых словарях, то таковые для еврейского языка появились в позднейшее время, когда основная масса еврейства Европы перешла на языки стран проживания. В России важную роль сыграли два словаря: «Еврейско-русский словарь» изд-ва Нар. просвещения (Спб, 1860) и «Иврит-русский словарь» Ф.Л.Шапиро (Москва, 1963). Любопытным был «Еврейский и халдейский этимологический словарь» (Вильна, 1878) О.Н.Штейнберга. (Он, кстати, издал «Пятикнижие Моисеево» с параллельным переводом на русский язык. Многие из нынешнего поколения российских евреев хорошо знакомы с этим изданием.)

Если понимать под термином «словарь» пособие типа этимологического или толкового справочника, то их история захватывает более длительный период. «Словарь» на иврите — милон, но это новый, придуманный термин. Традиционно словарь назывался или арух, или агнон. Первый Арух, составленный гаоном Цемахом из Пумбедиты и содержавший трудно объяснимые слова Вавилонского Талмуда, вышел в 9 веке. Через сто лет появился Агнон рава Саадии-гаона, при жизни которого было издано разными авторами несколько справочников того же типа. Подчас они сопровождались переводом на арабский. Первый словарь, написанный в Европе, — Махберет рава Менахема Сарука (мавританская Испания, конец 10 века). Первый талмудический словарь, вышедший в христианских странах, — знаменитый Арух раби Натана бен Йехиэль (Рим, 1100 год). Во Франции лексикон на слова и выражения Торы под названием Сефер Агалуй был составлен в 1150 году великим еврейским грамматиком, Йосефом Кимхи из Нарбонны.


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье