Темы: Машиах, История еврейского народа, Мир Торы, Маген Давид
В XII веке в Хазарии зародилось мессианское движение, рудиментарная попытка еврейского «крестового» похода с целью завоевания Палестины силой оружия. Инициатором движения выступил хазарский еврей Шломо бен Руи или Рой, которому помогали его сын Менахем и один писец из Палестины. В сохранившихся путевых заметках путешественника-еврея Вениамина Тудельского об этой деятельности сказано: «Они писали письма всем евреям, ближним и дальним, во всех землях вокруг… Говорили, что пришло время, когда Б-г соберет Израиль, народ Свой из всех земель в Иерусалим, священный город, и что Шломо бен Руи — Элияу, а сын его — мессия». Призывы эти адресовывались, очевидно, еврейским общинам Среднего Востока и вряд ли возымели большое действие, потому что следующий эпизод имел место лишь спустя двадцать лет, когда молодой Менахем назвался Давидом Алроем и принял звание Мессии.
Хотя движение зародилось в Хазарии, центр его скоро переместился в Курдистан. Там Давид собрал внушительную военную силу — видимо, из местных евреев, усиленных хазарами, — и завладел стратегической крепостью Амади к северо-востоку от Мосула. Оттуда он, возможно, надеялся пройти до Эдессы, прорваться с боями через Сирию и оказаться в Святой Земле. Вся эта затея была, может быть, и не таким уж донкихотством, как кажется теперь, если учесть постоянные распри между разными мусульманскими армиями и постепенный распад оплотов крестоносцев на Ближнем Востоке. Более того, некоторые мусульманские командиры, по всей видимости, вынашивали план своеобразного еврейского крестового похода против христиан.
Давид определенно зажег в сердцах евреев Среднего Востока горячие мессианские ожидания. Один из его посланцев прибыл в Багдад, где с огромным чувством убеждал евреев выйти в назначенную ночь на плоские крыши их домов, откуда они на облаках перелетят прямиком в лагерь мессии. Немалое количество евреев провели ту ночь на крышах в тщетном ожидании волшебного перелета.
Однако раввинская иерархия Багдада, боясь репрессий со стороны властей, враждебно отнеслась к псевдомессии и грозила ему изгнанием. И неудивительно, что вскоре Давид Алрой был убит. Есть мнение, что убийцей стал его собственный тесть, подкупленный недругами.
Давид остался в народной памяти, так что когда Вениамин Тудельский проезжал через Персию спустя 20 лет, «он слышал восхищенные рассказы о вожде». Этим культ не ограничился. Существует теория, по которой шестиконечный «щит Давида», красующийся на флаге современного государства Израиль, превратился в национальный символ как раз во время похода Давида Алроя. Именно тогда, по мнению некоторых историков, шестиконечный «щит Давида», прежде бывший частью орнамента или магической эмблемой, стал превращаться в главный национально-религиозный символ еврейства. Длительное время используемый вперемежку с пентаграммой и «печатью Соломона», он с XIII века приписывался в мистических и этических текстах германского происхождения Давиду, а в 1527 году появился в Праге на еврейском флаге. Конечно, связь между Алроем и шестиконечной звездой еще требует дальнейшего прояснения и доказательств.
Реальность существования Давида Алроя, назвавшего себя машиахом и обманувшего ожидания многих его доверчивых современников, подтверждается не только в путевых заметках Вениамина Тудельского, но и во враждебном комментарии арабского автора Яхьи ал-Магриби и двух рукописях на древнееврейском языке, найденных в каирской «генизе». Все вместе складывается в противоречивую мозаику; я следовал осторожной интерпретации Барона (т. III, стр. 204; т. IV, стр. 202—204 и примечания).
Рав Давид Алрой, из журнала «Мир Торы», Москва.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ни одна часть Б-жественного Закона не может служить столь действенно для развенчания иллюзии относительно «гигиенических целей Моисеева законодательства», как эта глава
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника "Тора на все времена"
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Вступая в брак из высших соображений — ради деторождения, женщина имеет равные заслуги с мужчиной. Умной женщине рекомендуется уступить главенство супругу.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей, вызванное родами и болезнью цараат (в переводе — проказа; особая болезнь, не тождественная той, что называют проказой в наше время).
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы