Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Мир торы»

В XII веке в Хазарии зародилось мессианское движение, рудиментарная попытка еврейского «крестового» похода с целью завоевания Палестины силой оружия. Инициатором движения выступил хазарский еврей Шломо бен Руи или Рой, которому помогали его сын Менахем и один писец из Палестины. В сохранившихся путевых заметках путешественника-еврея Вениамина Тудельского об этой деятельности сказано: «Они писали письма всем евреям, ближним и дальним, во всех землях вокруг… Говорили, что пришло время, когда Б-г соберет Израиль, народ Свой из всех земель в Иерусалим, священный город, и что Шломо бен Руи — Элияу, а сын его — мессия». Призывы эти адресовывались, очевидно, еврейским общинам Среднего Востока и вряд ли возымели большое действие, потому что следующий эпизод имел место лишь спустя двадцать лет, когда молодой Менахем назвался Давидом Алроем и принял звание Мессии.

Хотя движение зародилось в Хазарии, центр его скоро переместился в Курдистан. Там Давид собрал внушительную военную силу — видимо, из местных евреев, усиленных хазарами, — и завладел стратегической крепостью Амади к северо-востоку от Мосула. Оттуда он, возможно, надеялся пройти до Эдессы, прорваться с боями через Сирию и оказаться в Святой Земле. Вся эта затея была, может быть, и не таким уж донкихотством, как кажется теперь, если учесть постоянные распри между разными мусульманскими армиями и постепенный распад оплотов крестоносцев на Ближнем Востоке. Более того, некоторые мусульманские командиры, по всей видимости, вынашивали план своеобразного еврейского крестового похода против христиан.

Давид определенно зажег в сердцах евреев Среднего Востока горячие мессианские ожидания. Один из его посланцев прибыл в Багдад, где с огромным чувством убеждал евреев выйти в назначенную ночь на плоские крыши их домов, откуда они на облаках перелетят прямиком в лагерь мессии. Немалое количество евреев провели ту ночь на крышах в тщетном ожидании волшебного перелета.

Однако раввинская иерархия Багдада, боясь репрессий со стороны властей, враждебно отнеслась к псевдомессии и грозила ему изгнанием. И неудивительно, что вскоре Давид Алрой был убит. Есть мнение, что убийцей стал его собственный тесть, подкупленный недругами.

Давид остался в народной памяти, так что когда Вениамин Тудельский проезжал через Персию спустя 20 лет, «он слышал восхищенные рассказы о вожде». Этим культ не ограничился. Существует теория, по которой шестиконечный «щит Давида», красующийся на флаге современного государства Израиль, превратился в национальный символ как раз во время похода Давида Алроя. Именно тогда, по мнению некоторых историков, шестиконечный «щит Давида», прежде бывший частью орнамента или магической эмблемой, стал превращаться в главный национально-религиозный символ еврейства. Длительное время используемый вперемежку с пентаграммой и «печатью Соломона», он с XIII века приписывался в мистических и этических текстах германского происхождения Давиду, а в 1527 году появился в Праге на еврейском флаге. Конечно, связь между Алроем и шестиконечной звездой еще требует дальнейшего прояснения и доказательств.

Реальность существования Давида Алроя, назвавшего себя машиахом и обманувшего ожидания многих его доверчивых современников, подтверждается не только в путевых заметках Вениамина Тудельского, но и во враждебном комментарии арабского автора Яхьи ал-Магриби и двух рукописях на древнееврейском языке, найденных в каирской «генизе». Все вместе складывается в противоречивую мозаику; я следовал осторожной интерпретации Барона (т. III, стр. 204; т. IV, стр. 202—204 и примечания).

Рав Давид Алрой, из журнала «Мир Торы», Москва.


Со второй ночи праздника Песах, 16 нисана, мы начинаем т.н. «исчисление омера», «Сфират аОмер». Тора повелевает нам отсчитать семь недель, то есть 49 дней Читать дальше