Из цикла «Дерех эрец», темы: Общение, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми
Всякое изменение в окружающей нас реальности и всякое новое дело могут смутить человека и внести путаницу в его мысли. Поэтому всякий раз, когда мы хотим попросить товарища о каком-то одолжении, повлиять на него или высказать ему порицание, вначале следует вглядеться в его душевное состояние, чтобы определить, будут ли приняты наши слова. Прежде всего, следует выбрать совместно с ним время для предстоящей беседы и, напротив, всячески избегать разговора в тот момент, когда он занят другим делом, либо при случайной встрече на улице, либо в месте изучения Торы.
В трактате Дерех эрец (гл. 5) говорится, что не следует входить внезапно в дом другого человека. Мы можем вывести это важное правило дерех эрец из того, как Всевышний обратился к Адаму, стоя на пороге Райского Сада: «И воззвал Г-сподь Б-г к Адаму, и сказал ему: Где ты?» (Берешит 3:9). Объясняет Раши: «“Всевышний знал, где находится Адам, и задал свой вопрос только для того, чтобы вступить с ним в разговор, чтобы тот не растерялся от неожиданности наказания и был в состоянии отвечать. И так же было в разговоре с Каином, которого Всевышний вначале спросил: “Где Эвель, брат твой?” И так же было в разговоре с Биламом, которого Он спросил: “Кто эти люди у тебя?” Таким образом Всевышний вступал с ними в разговор”.»
Все сказанное представляет собой важнейшее правило в отношениях между людьми. Если вам необходимо приказать что-то другому человеку, не делайте этого внезапно; вначале вступите в разговор и лишь затем скажите ему, что вам от него нужно; этим вы добьетесь того, что сказанное будет воспринято спокойно и благосклонно.
И если просите у товарища о каком-то одолжении, скажите вначале в его адрес какую-нибудь похвалу, что-либо умиротворяющее. Подобным образом мы поступаем в молитве Шмонэ эсре, как сказано об этом в Талмуде: «Следует вначале сказать в адрес Всевышнего восхваления, а затем уже молиться» (то есть излагать свои просьбы) (Брахот 32а).
Правило это мы можем вывести из того, что сказано в Торе: «И воззвал к Моше, и говорил Б-г с ним…» (Ваикра 1:1). Почему сказано вначале «воззвал» и только после этого — «говорил»? Этим учит нас Тора правилу дерех эрец, гласящему, что не следует говорить что-либо товарищу, не позвав его вначале (см. мидраш в начале Ваикра). Подобно этому сказали, что, когда рав входит в дом учения, не следует тут же подходить к нему с вопросами; необходимо подождать, пока он соберется с мыслями (Йоре дэа 246:12; источником этого закона является Тосефта Санхедрин 7:5).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?