Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Публикация отрывков из книги «Гадоль из Минска» — жизнеописание Рава Йерухам Йеуда Лейб Перельмана (1835-1896). Книга вышла в издательстве Швут Ами.

Первая женитьба

Йерухам продолжал идти своим путем и даже после разговора с р.Я-М.Падве он не мог заставить себя сблизиться с обитателями бейт мидраша, изучающими Тору общепринятым методом. По своей природе он любил только истину, в любом деле стремился докопаться до корня и постичь источник явления — одно простое и понятное объяснение, которое с его точки зрения выглядело правильным и истинным, было ему дороже тысячи тысяч головокружительных пильпулей и головоломных «открытий». И он был, по-прежнему, одинок и предоставлен самому себе.

В те дни, в доме р.Я.-М.Падве, ему довелось снова встретиться с даяном Яаковом, который еще в хедере обратил на него внимание. Убедившись, что первое впечатление не обмануло — юноша крепнет и мужает день ото дня так, что скоро станет в ряд выдающихся ученых, даян Яаков задумал выдать за него свою дочь. И он приступил к делу с продуманностью и предусмотрительностью, свойственной мудрым людям, стараясь прежде всего завоевать сердце юноши. Даян Яаков сказал ему:

— Почему ты, мой милый, не выполняешь изречение мудрецов о том, что «Тора постигается только при совместном изучении»[1]. Ведь написано: «сидят мудрецы и изучают Тору друг с другом», а ты отделяешься и отстраняешься от всех?

И ответил юноша:

— Мудрецы сказали очень точно: «друг с другом». Т.е., если два друга, у которых общий подход к изучению Торы, тем не менее отдаляются друг от друга, мудрецы их осуждают и порицают. Но если люди по своей природе совершенно различны, то им запрещено заниматься вместе, как, по закону Торы, запрещено скрещивать различные виды животных или растений. И такое «сотрудничество» принесет больше вреда, чем пользы. А что я могу поделать, если моя душа не принимает их методы изучения и ненавидит их пути изучения Торы беспредельной ненавистью?

И сказал ему даян:

— Вот тебе моя рука, и давай по несколько часов каждый день заниматься вместе.

Юноша согласился — при условии, что их стили исследования окажутся совместимыми. И даян Яаков, пожилой раввин, знаток Торы, прославленный необычайной остротой своего ума, сдерживая себя, постарался подстроиться к своему маленькому напарнику; а когда увидел, что юноша значительно превосходит его силой логики и анализа, то повел себя как послушный ученик, предоставив ему право определять пути исследования и приоритетные направления. Так они сотрудничали, дополняя друг друга — у одного были большие знания и опыт, у другого — удивительная быстрота постижения и неумолимая логика.

И пока они совершенствовали и «оттачивали» друг друга в совместном постижении закона, душа юного ученика, оказавшегося в роли учителя, привязалась к душе старого учителя, оказавшегося в роли ученика. И вскоре даян Яаков приблизился к осуществлению своего замысла. Он вступил в переговоры с родителями Йерухама, а затем предложил ему свою дочь в жены. И когда юноше исполнилось тринадцать лет, он женился.

Даян Яаков взял молодого зятя к себе в дом, на полное содержание. По прошествии положенного срока у молодоженов родился сын.

В доме тестя Йерухам всецело отдался изучению Торы, занимаясь с удивительной усердием и самоотдачей, счастливый и радостный. И хотя тесть жил в стеснении и бедности, обычной для раввинов и даянов в те дни, он старался изо всех сил удовлетворить все потребности горячо любимого зятя, чтобы тот мог, не прерываясь, продолжать изучение Торы. Да и потребности Йерухама были невелики, ведь он привык довольствоваться самым необходимым. Он часто спрашивал тестя: «Почему вы, наш учитель, столько хлопочите для меня — ведь вы знаменитый ученый, человек пожилой и больной, а я еще совсем молод и полон сил?». И даян Яаков, как правило, отвечал: «Потому что “я построил тебе этот дом обитания”[2]. Я построил этот дом с двух сторон: ведь я сам был и сватом для жениха, и отцом для невесты, — все, только ради того, чтобы отдать свою дочь за такого человека, как ты. А построив этот “дом обитания”, я обязан обеспечивать тебя, как корабельщик Звулун[3] обеспечивал своего брата Иссахара[4], посвятившего себя изучению Торы».


[1] См. Брахот 63б.

[2] Ср. 1 Мелахим 8:13: «Я построил Тебе Дом Обитания, постоянное место для пребывания Твоего вовеки». С такими словами, завершив возведение Храма, обратился царь Шломо к Ашему.

[3] Игра слов: словосочетание бейт звуль (дом обитания) перекликается с именем сына Яакова — Звулуна, которое происходит от того же корня, что и слово звуль (жилище, обиталище). См. Берешит 30:20: «И сказала Лея: “…Теперь уж постоянно будет обитать у меня мой муж, ибо я родила ему шесть сыновей, — и назвала она сына именем Звулун”» (от слова избелени — «будет обитать у меня» — Раши).

[4] Имеется в виду договор между сыновьями Яакова — Звулуном и Иссахаром, согласно которому колено Звулуна, занятое морским промыслом, обязывалось содержать и кормить колено Иссахара, всецело посвятившее себя изучению Торы.

с разрешения издательства Швут Ами


Царь Давид — легендарная фигура в еврейской истории. Кроме того, что он был царем и успешным воином, Давид много сил и энергии отдавал служению Всевышнему. Давид считается в еврейском народе величайшим праведником. Он сочинял восхваления — псалмы — в честь Б-га, он собрал книгу Теилим (Псалмов), многие из которых написаны самим Давидом. Именно Давид выкупил участок для постройки Храма и заложил его фундамент. Читать дальше

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Давид. Поединок с Гольятом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда в пределы Израиля вторглось войско филистимлян, Давид вызвался сразиться с богатырем Гольятом. После этой победы Давид завоевал любовь всего народа.

Давид. Мудрец, псалмопевец и пророк

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Оставаясь в Иерусалиме, Давид судил народ и изучал Тору. На вершине власти он сумел сохранить скромность.

Как назвать ребенка?

Переводчик Виктория Ходосевич

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.