Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Сегодняшняя глава читается в Большую Субботу, Шабат Агадоль. Так называется суббота, последняя перед праздником Песах. Потому что именно в эту субботу, накануне Исхода евреев из Египта, произошло большое чудо. Евреям было приказано приготовить для жертвоприношения по овце. Овца — один из идолов египтян, которые поклонялись целому сонму животных. Зарезать ее на виду у всех было опасным делом. И не только зарезать — ее надо было зажарить на открытом огне, таковы законы пасхальной жертвы.

Если кто-то и умудрился зарезать ее потихоньку от египтян, то зажарить, не вызывая подозрений, было невозможно. Запах жареной баранины — самый «демаскирующий» из запахов, кто об этом не знает? Ко всему прочему требовалось кровью жертвы вымазать дверные косяки своих домов, там, где у нас с вами висит мезуза. Евреи вымазали и зажарили — и ни один египтянин не возмутился. Великое чудо!

И еще одна причина: суббота — большая, потому что в этот день евреи всего мира собираются по синагогам, чтобы послушать урок раввинов — драшу. Сегодняшняя драша так и называется — Драшат Шабат Агадоль. Она действительно длится дольше обычного.

В одном из мидрашей говорится, что этот обычай — собираться в последнюю субботу перед Песахом в синагогах — неслучаен, в нем проявляется духовное качество нашего народа: «Когда евреи сидят и слушают раввина, дающего урок, — Всевышний занят тем, что прощает сыновьям Израиля их прегрешения!»

Слова мидраша требуют объяснения. Какая заслуга в том, что мы сидим и слушаем раввина, дающего урок? Почему из-за этого нам прощаются наши прегрешения?

В комментарии на Пасхальную Агаду, Хатам Софер так толкует

приведенный мидраш. Верующий еврей всю свою жизнь проводит в определенного рода ожидании. Свою роль на земле и все, что им делается, он трактует как подготовку к будущему миру. При этом настоящий мир он склонен сравнивать с прихожей, из которой можно пройти в большой зал, — во дворец, где его ждут и ко входу в который он призван. А пока он занят деятельным ожиданием. Ибо существование в нашем мире, в этой прихожей, — серьезная работа, включающая в себя духовное обновление через свершение заповедей Торы. Один из важных пунктов этой работы — ожидание прихода Машиаха и построения Третьего Храма.

(До сих пор, зная, что наши выпуски предназначены в первую очередь для людей, неискушенных в Торе, мы старались без нужды не затрагивать такие темы, как приход Машиаха, будущее освобождение еврейского народа и построение Третьего Храма. Ибо они слишком серьезны для поверхностного разговора. Но и совсем игнорировать их тоже нельзя. Когда-то надо открыто заявить, что Машиах и Третий Храм лежат в самой основе религиозного еврейского сознания. Без них нет иудаизма, нет еврейской веры во Всевышнего.)

Ожидание, которым живет еврей, трудно. На первый взгляд, оно ничем не оправдано, поскольку в мире не заметны признаки скорого его осуществления. Оно требует особых душевных затрат и не под силу тому, кто себя к нему не приучил. Возможен ли приход Машиаха вообще? Нужен ли он нам? И от чего он нас освободит?.. Вопросы кончаются или безверием, или искусственным подстегиванием событий.

Наша история полна примерами того, как евреями терялось терпение, важное качество, необходимое при любом ожидании. До дня Исхода из Египта оставалось еще много времени, когда колено Эфраима решило, что час пробил — и в полном составе, не спрашивая никакого разрешения ни у какого фараона, вышло в Синай. Написано, что через несколько десятков

лет евреям, руководимым пророком Моше, было запрещено идти через пустыню кратчайшим путем. Почему? — Чтобы они не увидели высушенные кости евреев колена Эфраима, устлавшие землю от Египта до самого Кенаана, — иначе была опасность, что они повернут обратно.

Кто теряет терпение, тот теряет все. Иногда торопить события — то же самое, что сказать врачу: дай мне лекарство, но чтобы оно вылечило сразу, после приема первой таблетки. Не лекарство лечит, лечит себя организм; лекарство только помогает ему самоизлечиться. Нельзя не принимать лекарство, но, согласившись его принимать, надо запастись терпением.

Вернемся к нашему мидрашу. Как ведет урок настоящий рав? Он ставит перед нами проблему и не спешит ее сразу разрешить. Проблема разворачивается со всех сторон, обрастает подробностями, что-то в ней становится понятным, что-то, наоборот, теряет ясность. Она — как жизнь, связывающая воедино все детали нашего бытия, даже самые удаленные друг от друга. А мы сидим и слушаем, поскольку знаем, что в конце урока, в награду за терпение, получим исчерпывающий ответ.

В награду за наше терпение Всевышний прощает нам многие проступки. Ибо мы верим, что в конце концов Он выведет нас из Египта. Сегодня у нас Большая Суббота. Сегодня у нас Большой Урок.

* * *

Когда произошла первая Большая Суббота? Об этом говорит само

название — Шабат Агадоль: первая буква шиншабат, суббота; дальше бет — два, второе тысячелетие; тав ­четыреста; значение слова агадоль подсчитайте сами, получится ровно 48. В 2448 году от Сотворения мира наш народ покинул Египет.


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше